27.05.2024
Автор: Александр ХОХЛОВ
Фото: ctv.by
Андрей Тучин: «У белорусско-российского самолета «Освей» будут улучшенные характеристики»
15 апреля 2024 года в ходе визита в Российскую Федерацию премьер-министра Республики Беларусь Романа Головченко и его переговоров с российским коллегой Михаилом Мишустиным состоялось подписание межправительственного соглашения, связанного с разработкой и организацией производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей»
Михаил Мишустин тогда отметил: «У Союзного государства большая территория. Нам, конечно, нужны самые современные самолеты разных классов, разных типов для перевозок и пассажиров, и грузов. Поэтому мы приступаем к глубокой кооперации в сфере авиастроения на основе взаимной выгоды и равноправного использования и технологий и, что очень важно, общих производственных мощностей». Соглашение о создании «Освея» заключено в том числе в целях национальной безопасности, а также обеспечения технологического суверенитета как Беларуси, так и России. Причем найдена форма, при которой обе страны Союзного государства фактически на паритетных основах инвестируют в этот проект и, соответственно, будут являться также совместно собственниками того изделия, которое будет создано в ходе реализации этого важного проекта.
«Освей» – легкий многоцелевой турбовинтовой самолет с верхним расположением крыла. Название получил от второго по величине в Беларуси озера – Освейского. Самолет рассчитан на перевозку 19 пассажиров. Он предназначен для применения в гражданской авиации, в том числе для коммерческих авиаперевозок по местным и региональным воздушным линиям. Отличительными особенностями самолета должны стать исключительная надежность и безопасность в эксплуатации, в том числе в экстремальных климатических условиях.
В разработке задействованы российский Уральский завод гражданской авиации (г. Екатеринбург) и белорусский 558-й Авиационный ремонтный завод (г. Барановичи). О ходе создания совместного с Россией самолета в интервью телеканалу СТВ рассказал главный инженер белорусского авипредприятия Андрей Тучин.
– Головной разработчик данного типа самолета – Уральский завод гражданской авиации, а мы – соисполнители работ в части разработки опытных экземпляров и сертификации, – рассказал он. – А вот в части серийного производства уже мы будем основным производителем гражданской версии этого самолета. Сейчас первая задача – участие в разработке опытного образца самолета, вторая – подготовка серийного производства, третья – производство авиационных деталей и компонентов для других самолетов, которые производятся в России и на которые есть спрос.
Главный инженер 558-го Авиационного ремонтного завода отметил, что создавать свою авиационную промышленность – достаточно дорогое удовольствие, но это очень престижно для любой страны. В мире не так много стран, имеющих собственную авиапромышленность.
– У белорусско-российского самолета «Освей» будут улучшенные характеристики, – сказал Андрей Тучин. – В техническом задании написано, что он должен садиться на неподготовленные, грунтовые полосы. Это должен быть многоцелевой самолет – для десантирования, выброса парашютистов, санитарных служб, МЧС, грузоперевозок, для посадки на воду с возможностью перестановки на поплавковое шасси. То есть это будет универсальный самолет с быстро трансформируемым салоном.
Также Андрей Тучин сообщил, что 558-й Авиационный ремонтный завод продолжает участвовать и в других совместных с российскими коллегами проектах.
– Мы имеем контракты по изготовлению деталей для очень большого количества типов самолетов, в основном гражданского назначения, – рассказал главный инженер белорусского авиапредприятия. – Например, мы несколько лет изготавливаем детали и комплекты агрегатов для уникального самолета-амфибии Бе-200. При этом ремонт и модернизация техники, особенно военной, для нас остается в приоритете, это достаточно узкая ниша, которой не каждое предприятие может заниматься. Мы в этих вопросах уже имеем определенный авторитет во всем мире, наша работа востребована, и мы ее продолжим.