Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

04.10.2024

Автор: Александр ХОХЛОВ

Фото: Генпрокуратура России

Алексей Никитин: «Сохранение исторической памяти становится для России и Беларуси стратегической задачей»

Ключевой задачей прошедшего в начале октября 2024 года в Калининграде II форума Союзного государства «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба» организаторы — Министерство просвещения РФ, Центр международного сотрудничества Минпросвещения России и Фонд «Историческая память», Институт истории Национальной академии наук Беларуси — назвали придание нового импульса совместной работе по противодействию попыткам фальсификации истории и пересмотру итогов Второй мировой войны. О роли органов прокуратуры в установлении и признании фактов геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны рассказал на форуме заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации Алексей Никитин.

– По поручению генпрокурора России Игоря Краснова обеспечено признание преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками против мирного населения и военнопленных в годы Великой Отечественной войны на территории бывшего Советского Союза, военными преступлениями, преступлениями против человечности и геноцидом народов Советского Союза, — цитируются его слова на сайте Генеральной прокуратуры РФ. — В настоящее время по заявлениям прокуроров судами уже 25 регионов России признаны таковыми совершенные нацистами бесчеловечные и неоправданные военными действиями преступления.

Алексей Никитин рассказал, что первое такое решение в российском судопроизводстве было вынесено по иску прокурора в октябре 2020 года. Военным преступлением признана расправа над мирными жителями и военнопленными у деревни Жестяная Горка в Новгородской области, где погибли свыше 2,5 тысячи человек.

— В феврале текущего года аналогичное решение принято Верховным судом Луганской Народной Республики (в годы войны — Ворошиловградская область), где жертвами нацистов стали не менее 99 тысяч мирных жителей и военнопленных, — сказал Алексей Никитин. — Верховный суд Донецкой Народной Республики принял аналогичное решение 1 октября. Установлено, что число жертв нацистов в Сталинской области (ныне — Донецкая область) превысило 174 тысячи человек. Пыткам, истязаниям и убийствам подверглись более 149 тысяч военнопленных, на принудительные работы вывезено не менее 255 тысяч гражданских лиц.

Представитель Генпрокуратуры РФ обратил внимание также на судебный процесс о геноциде советского народа на территории Республики Карелия. Геноцидом и преступлениями против человечности признаны действия на территории региона в годы войны войск и оккупационных властей Финляндии. Сейчас, по словам Алексея Никитина, исковые заявления о признании геноцидом против советского народа действий нацистов готовятся к подаче в суды Республики Калмыкия, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, Запорожской и Херсонской областей. Для этого организован поиск архивных документов и сбор доказательств совершения военных преступлений нацистской Германией и ее союзниками.

Судебно-правовая оценка военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных немецко-фашистскими захватчиками против мирных советских граждан и военнопленных, легла в основу ноты МИД РФ в адрес ФРГ с требованием официально признать фактом геноцида блокаду Ленинграда и другие злодеяния нацистов против народов СССР.

— Сохранение исторической памяти становится для России и Беларуси стратегической задачей, реализация которой связана с обеспечением национальной безопасности и защитой суверенитета, — отметил представитель Генпрокуратуры РФ. — Противостояние попыткам фальсифицировать историю, в том числе о трагедии Великой Отечественной войны, необходимо как на уровне государства, так и гражданского общества.