Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

03.11.2013

Полоцкий кадетский корпус. Частицы легендарного знамени вернулись из США на родину

23 сентября 2013-го из США в Минск были привезены частицы знамени Полоцкого кадетского корпуса – легендарного военно-учебного заведения Российской империи. Впервые после революции и Гражданской войны, спустя девяносто девять лет реликвия оказалась вновь на родной белорусской земле.

23 сентября 2013-го из США в Минск были привезены частицы знамени легендарного Полоцкого кадетского корпуса. Впервые после революции и Гражданской войны, спустя девяносто девять лет реликвия оказалась вновь на родной, белорусской земле.

Что же представлял из себя Полоцкий кадетский корпус? В начале девятнадцатого века в России решили систематизировать получение воинского образования. Еще в 1805 году на стол Александру Первому был положен проект об учреждении в Российской империи сети губернских военных училищ. Этот план подразумевал создание 17 таких заведений. Отечественная война 1812 года отодвинула планы и к ним вернулись уже в царствование Николая I. Высочайшим указом был объявлен проект учреждения губернских кадетских корпусов, предусматривавший открытие военно-учебных заведений в Новгороде, Туле, Тамбове, Полтаве, Полоцке и Елисаветграде.

Кадетские корпуса были призваны предоставить возможность обучения и воспитания сыновьям российских дворян вблизи их родных мест. Например, в Полоцкий корпус, основанный 25 июня 1835 года, поступали, по преимуществу, дети 12-14 лет из Витебской, Могилевской, Смоленской, Виленской, Гродненской и Белостокской губерний.

О целях создания Полоцкого кадетского корпуса очень четко сказал его выпускник действительный статский советник Николай Петров (чин соответствовал генерал-майору) в 1885 году на торжествах по поводу 50-летия учебного заведения: «Прошу всех иметь в виду, что Полоцкий кадетский корпус утвержден для проведения в Западном крае идеи русского просвещения, русского патриотизма и русского дела».

Первым директором Полоцкого кадетского корпуса стал один из героев освобождения Полоцка от французских войск в 1812 году генерал-майор Павел Кесаревич Хвощинский. Приказ по ведомству военно-учебных заведений предписывал боевому генералу «немедленно отправиться в Полоцк для распоряжений и соображения на месте, а затем и представления: об удобстве строения, о предположениях, как разместить воспитанников, а равно и о хозяйственных помещениях, о служительской роте и ее формировании, о продовольствии кадет и о всех неудобствах, какие можно предвидеть или встретить, с объяснением мер к отвращению оных».

Корпус расположился в здании, в котором ранее располагалась Иезуитская академия.

Как пишет Военная энциклопедия 1911-1914 годов: «При перестройки зданія и приспособленіи его къ помѣщенію корпуса, въ нижнем корридорѣ его вдѣлано ядро, по преданію, засѣвшее въ стѣнѣ іезуитского коллегіума въ кровавый день штурма Полоцка русскими войсками подъ началом графа Витгенштейна, 7 окт. 1812 г». Это ядро и поныне является талисманом Полоцкого кадетского корпуса.

В течение девятнадцатого века Полоцкий корпус несколько раз реорганизовывался, но система окончательно устоялась к концу века. Учебная программа состояла из элементарного, общеобразовательного и специального курсов. Для элементарного и общеобразовательного отводилось 6 классов: один год - приготовительный, шесть лет - «общие» классы. Специальный курс проходили за два года. По окончании кадетам присваивался первый офицерский чин. При советской власти был аналог – среднее офицерское училище. Кадеты, которые желали приобрести высшее образование, переводились на третий год обучения по специальному курсу и выпускались уже прапорщиками гвардии либо подпоручиками артиллерии армии.

За 82 года существования из корпуса было выпущено примерно четыре тысячи юношей, большинство из которых затем стали офицерами. Хотя обязательного ухода в военное сословие не было. По опросам гражданскую службу выбирали 9 из 100 выпускников.

К общему образованию кадетов в корпусе подходили очень серьезно. Это были настоящие учебные заведения с регулярной проверкой знаний, письменными работами, лабораторными занятиями, годовыми испытаниями и выпускными экзаменами.

В Полоцком кадетском корпусе имелись духовой, струнный и даже симфонический оркестры. Сохранилась так называемая, «Песня Полоцкого кадетского корпуса» написанная кадетом Василием Перфильевым: «Малоросс и поляк, белорус и русак, / Все под кровлей одной уживалися,/ Вот где дружбы святой был рассадник густой, /Уважение и честь развивалися».

Известны свидетельства бывших кадетов о национальном составе корпуса: «Были русские, поляки, литовцы, малороссы, немцы из Прибалтики, татары, финны, кавказцы, но между ними не было никакой разницы. Не было группировок. Все были кадетами одного Полоцкого Кадетского корпуса и все носили один и тот же красный с белым кантом погон, который всем был одинаково дорог».

В корпусе действовал негласный кодекс чести. Нельзя было ни в коем случае выдавать начальству товарища, даже и виновного в какой-либо шалости, даже если приходилось самому пострадать за его вину. Также нельзя было жаловаться на однокашников и заискивать перед преподавателями. Этот принцип негласно поддерживался и начальством корпуса. Перед Первой мировой войной Полоцкий корпус заслуженно считался одним из лучших кадетских корпусов России.

«С истинным удовольствием усматриваю, что сие заведение находится в отличнейшем состоянии…. - писал Главный начальник военно-учебных заведений России Великий князь Константин Константинович Романов. - Мне весьма приятно было удостовериться в этом лично во время лагерного расположения в Петергофе, во все продолжение которого они отличались нравственностью и самым строгим порядком».

Видимо поэтому и отдал Великий князь своего сына именно в Полоцкий кадетский корпус. В 1907 году в списки 1–го отделения 4–го класса был зачислен Олег Константинович Романов. После окончания Полоцкого кадетского корпуса поступил в Императорский Александровский лицей. Перед Первой мировой войной был произведен в корнеты и направлен для прохождения службы в лейб–гвардии гусарский Его Величества полк. В сентябре 1914 года находился со взводом в разведке. Талантливый поэт, литературовед, издавший первое полное факсимильное собрание сочинений Пушкина, Олег Константинович был тяжело ранен и умер от ран в госпитале в Вильно.

Кадетами-полочанами были не только выдающиеся русские военачальники, такие как генерал Казимир Левицкий, герой русско-турецкой войны 1887-1879 годов или герой обороны Порт-Артура в 1904 году генерал-майор Роман Кондратенко, но и люди, создавшие себе имя на гражданском поприще. Это - пианист и композитор Ян Тарасевич – автор первых музыкальных произведений на стихи Максима Богдановича, основатель Слонимского краеведческого музея Иосиф Стабровский, один из первых белорусских летчиков Глеб Алехнович, основатель русской электротехнической науки Николай Писаревский. Кстати, генералу Роману Иосидоровичу Кондратенко, героически погибшему в русско-японской войне, в 1910 году был установлен памятник в училище.

Среди полоцких кадет был и еще один выдающийся выпускник. Полковник Павел Плиханков, он же легендарный Оптинский старец Варсонофий, настоятель Оптинской обители. Уже в нынешнем веке он был причислен к лику святых.

В сентябре 1914-го корпус был эвакуирован из Полоцка. Кадет поротно распределили по Симбирскому, Владикавказскому и Одесскому кадетским корпусам, при этом полочане сохранили свою форму. Знамя корпуса вывезли в Симбирск. В 1918-м чтобы знамя не попало в руки большевиков, кадеты его срезали с древка и передали сестре милосердия Евгении Свирчевой-Овстрахт. Которая в июне 1919 года передала знамя представителям Кавказской Добровольческой армии. За это Евгению наградили Георгиевской медалью 4-й степени № 484474.

В 1920 году Полоцкое знамя было вывезено в югославский город Сараево, где хранилось в музее Русского кадетского корпуса. 10 сентября 1944 г. знамя под охраной сотни кадет было вывезено из Югославии в Германию. В 1949-го старинная реликвия отправилась в Лос-Анджелес. С 1957 года знамя Полоцкого кадетского корпуса находится на хранении в синодальном Знаменском соборе Нью-Йорка.

Этот собор стал настоящей сокровищницей Белой эмиграции: там находятся коронационная мантия Николая II, облачение патриарха Тихона, знамена Симбирского и Сумского кадетских корпусов, знамена Дроздовских стрелковых полков. 

Разговоры о том, что место кадетской святыни – на родине, в Полоцке шли уже давно. А в 2006-м к мэру Полоцка В.С.Точило с инициативой о возрождении Полоцкого кадетского корпуса обратились энтузиасты. И вот уже на базе полоцкой средней школы № 4 заработало Полоцкое кадетское училище, воспитанники которого вновь надели форму образца 1914-го - черные мундиры, фуражки с красным околышем, красные погоны с желтой шифровкой «П.К.». В 2008-м в городе восстановили бюст генерала Кондратенко, в чью честь назывался старый корпус. А 29 января 2010-го появился Указ Президента Республики Беларусь «О кадетских училищах», заложивший юридическую базу для деятельности кадетских училищ в стране.

Американские хранители реликвии с радостью встретили известие о возрождении кадетских традиций в Полоцке. Но речь о её возвращении целиком на родину пока не идет. Слишком ветхая ткань у знамени. Может не выдержать длительной транспортировки.

«Мы заключили знамя в прозрачную кисею, - говорит 70-летний князь Владимир Голицын, сын кадета, - но годы берут свое. Полотнище уже очень-очень старое, ему 168 лет. Поэтому мы стараемся не трогать знамя без лишней необходимости».

«Обратите внимание на то, что в правой части полотнища словно «отъеден» большой кусок, - подхватывает 83-летний сын полковника Белой армии Владимир Федоров. – Это след старой корпусной традиции: кадеты после выпуска отщипывали себе на память кусочек ткани».

И продолжая эту традицию, князь Голицын подбирает несколько небольших фрагментов ткани старинного знамени, собирает их в конверт: «Пусть эти частички знамени теперь находятся в Беларуси».

Также было принято решение изготовить в Беларуси точную копию знамени, освятить ее в Знаменском соборе Нью-Йорка на оригинале и привезти на вечное хранение в Полоцк. Там же будут храниться и фрагменты оригинального полотнища, запаянные в специальный медальон. Который, наряду с древним пушечным ядром в стене училища, станет реликвией нового Полоцкого кадетского корпуса. А пока – 23 сентября 2013 года частицы знамени Полоцкого кадетского корпуса впервые за 99 лет прибыли в Беларусь.

Владимир Казаков