Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

04.10.2013

Живой в вечном строю

Эта история невидимой нитью связала героя Первой мировой с Великой Отечественной войной. Показала, что любовь к родине, преданность традиции, любовь к своей стране, как бы она не называлась Россия или СССР, для настоящего человека – самое главное в жизни. Эта история о Дмитрии Николаевиче Тяпине, крестьянине из деревни Анютино Могилевской области.

Эта история невидимой нитью связала героя Первой мировой с Великой Отечественной войной. Показала, что любовь к родине, преданность традиции, любовь к своей стране, как бы она не называлась Россия или СССР, для настоящего человека – самое главное в жизни.

Дмитрий Николаевич Тяпин родился в 19 ноября 1879 году, задолго до начала двадцатого века, в котором и развернулись самые яркие событие его жизни. Вообще, его жизнь – это жизнь огромной нашей страны, с ее бедами и радостями, поражениями и победами.

Обычный крестьянин из деревни Анютино Чериковского района Могилевской области. Когда грянула русско-японская война 1905-1907 годов, как и многие односельчане, ушел воевать. Рядовым 95-м пехотного Красноярского полка участвовал в наиболее знаковых сражениях под Мукденом и Порт-Артуром, получил медаль «За храбрость». Пришла Первая мировая и Дмитрий Николаевич - солдат 8-й роты 301-го Бобруйского пехотного полка, за героизм и мужество удостоен трех Георгиевских крестов, 4-ой, 3-ей и 2-ой степени.

После революции поварился в котле гражданской войны, потом работал в колхозе. Мирно трудился. Солдат в те времена – это оторванный лихолетьем от пашни крестьянин.

Началась Великая Отечественная. Дмитрию Николаевичу – 62 года. Возраст явно не призывной. Старик рвется на фронт. Он же солдат. И уже бивал немца! Но ему отказывают. Линия фронта в 1941 году стремительно двигалась вглубь страны. В августе немцы уже оккупировали Могилевщину. Начались зверства оккупантов. Большинство жителей родной деревни ушли в леса. Тяпин остался, надеясь теперь быть полезным на своем месте.

Передовые части вермахта шли дальше, но наши части продолжали сражаться в окружении. В семидесяти километрах от Могилева, в лесах южнее станции Веремейки, уже в немецком тылу вновь произошел ожесточенный бой. Он продолжался двое суток. После чего, немцы начали зачищать окрестности в поисках мелких групп советских бойцов. Через день на опушке леса у деревни Анютино опять загремели выстрелы. По деревне проехали гитлеровские войска. Дмитрий Тяпин пробрался к опушке леса. Он увидел там трех убитых советских воинов.

За захоронение командиров Красной армии полагалась смертная казнь. Ночью он уговаривает соседа, Алексея Воробьева, и они оттаскивают тела на сельское кладбище. И хоронят в неприметном месте. Документов у бойцов нет, только у одного орден Красного знамени. И на теле – боевое Знамя дивизии. Дмитрий Николаевич, прошедший две войны, прекрасно понимал, что такое боевое знамя. Это та часть священного ритуала, на котором держится все. Знамя должны защищать до последнего, и ни в коем случае оно не должно доставаться врагу. Как пример – немецкие знамена у подножья Мавзолея – как символ сокрушения фашистской армии. И знамя Победы над рейхстагом. Если боевая единица утрачивает Знамя, то подразделение расформировывается, командира отдают под суд. Теперь стала понятна ожесточенность перестрелки на окраине деревни. Бойцы выносили знамя части. И отдали за него жизнь.

Как спрятать реликвию? Дмитрий Николаевич принимает решение - уложить в вещмешок и схоронить там же в могиле, рядом с телами красноармейцев. Землю над захоронением и знаменем разровняли, чтобы гитлеровцы не обнаружили. За спрятанное знамя – верная смерть.

В начале октября 1943 г. 38-й стрелковый корпус 50-й армии Брянского фронта, развивая наступление на Могилев, форсировал реку Сож и овладел деревней Анютино.

Буквально сразу после освобождения к начальнику политотдела 38-й стрелковой дивизии 10-й армии полковнику М.И.Петрову явился седой старик, в чистой рубахе с Георгиевскими крестами на груди.

- Товарищ полковник! Солдат старой русской армии 8-й роты 301-го пехотного Бобруйского полка Дмитрий Тяпин во время немецкой оккупации сохранил воинское знамя.

Могилу, указанную Тяпиным вскрыли. Знамя части и боевой орден отправили на экспертизу в Москву. По номеру ордена - 10046,определили имя одного из погибших. Это был старший политрук А.В. Барбашев. А знамя принадлежало одной из самых прославленных частей Красной Армии – 24-й Самаро-Ульяновской Железной дважды Краснознаменной стрелковой дивизии. Почетный Революционный красный флаг был вручен этой дивизии в феврале 1928 году, к десятилетию РККА.

В августе 1941 г. старшему политруку А.В. Барбашеву было поручено вынести знамя дивизии из окружения. 27 декабря 1941 г. легендарная дивизия, к тому времени почти полностью обескровленная в боях и к тому же утратившая боевое знамя, была расформирована. Ходили даже слухи, что знамя было утеряно. На его поиски были отправлены специальные отряды, но безрезультатно. И вот, благодаря самоотверженному поступку старого солдату, который знал цену воинской доблести, знамя было найдено. Доброе имя прославленной дивизии было восстановлено. Ее имя и знамя, были отданы новому формированию, созданному из разрозненных частей и остатков прежней дивизии.

«Приказ
Заместителя Народного Комиссара обороны СССР
20 февраля 1944 г. Москва
№35
В августе 1941 г. в районе деревни Анютино Чериковского района Могилевской области в неравном бою с немецко-фашистскими захватчиками погибли три неизвестных офицера Красной Армии, несшие с собой Боевое Красное Знамя 24-й стрелковой дважды Краснознаменной Самаро-Ульяновской Железной дивизии.
Это знамя было сохранено и передано в 1943 г. Красной Армии бывшим солдатом 301-го Бобруйского пехотного полка старой армии — колхозником Дмитрием Тяпиным.
Для сохранения славных боевых традиций старейшей дивизии Красной Армии вернуть 24-й стрелковой Бердичевской дивизии Боевое Знамя и впредь ее именовать 24-я стрелковая Бердичевская Самаро-Ульяновская дважды Краснознаменная Железная дивизия.
За сохранение Боевого Знамени старейшей дивизии Красной Армии патриота Советской Родины — гражданина Дмитрия Тяпина навечно зачислить в списки одного из полков 24-й стрелковой Бердичевской Самаро-Улья-новской дважды Краснознаменной Железной дивизии и представить к награждению орденом Красного Знамени.
Заместитель Народного Комиссара
обороны СССР Маршал Советского Союза
А. Василевский»

Однако быть просто «почетным красноармейцем» 65-летний ветеран не захотел и вместе со своим новым полком продолжил гнать фашистов с нашей земли. Отлично воевал, Старый солдат всегда знает как и где помочь сослуживцам. Шутка ли, человек прошел две кровавые войны - Русско-японскую и Первую мировую. Закончил Дмитрий Николаевич воевать в Праге. За участие в боях старшина Д.Н. Тяпин к своим наградам царской армии добавил и второй орденом Красного Знамени. До конца жизни оставался самым желанным гостем в 24-й стрелковой дивизии. Он встречался с молодежью, ветеранами дивизии, на ее парадах он неизменно был знаменосцем. В 1975 г. Д.Н. Тяпин скончался. В родной деревне Анютино герою трех самых кровавых войн двадцатого века командование его родной дивизии установило памятник.

В годы Великой Отечественной войны в СССР начали возвращаться к героическим русским истокам, вспоминать подвиги предков. Вспомнили о подвигах русских богатырей. Был учрежден орден Св.князя Александра Невского, орден великого флотоводца Св. Федора Ушакова. Орден Кутузова. Конечно, тогда эти имена употреблялись без приставки «святой», но все равно. Традиция возрождались. Были возвращены офицерские погоны, звания. В том числе была восстановлена славная традиция – зачислять героев навечно в списки воинской части. C 1840 до 1917 года этой почести в России было удостоено 12 солдат. А с 8 сентября 1943 года, когда традицию возродили, до 9 мая 1945-го навечно в списки были занесены еще три человека.

Герои Советского Союза гвардии красноармеец Александр Матросов и гвардии лейтенант Вальдемар Шаландин удостоились такой чести посмертно. А вот белорусский крестьянин Дмитрий Тяпин так и остался единственным человеком в истории России и СССР, который за совершенный им подвиг был еще при жизни навечно занесен в списки воинской части. Честь ему и слава.

Владимир Казаков