Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

02.12.2013

Партизанская Белоруссия (Часть 3)

О «рельсовой войне», которую вели белорусские партизаны, можно написать многотомную монографию. Через республику проходили стратегически важные железные дороги, обеспечивавшие деятельность немецкой группы армий «Центр», и «рельсовая война» партизан Белоруссии привела к снижению объема германских военных перевозок в 1943 г. на 40%.

В январе 1942 г. войсками Калининского фронта при взаимодействии с партизанами Витебской области, в том числе отряды М.Ф. Бирюлина, М.И. Дьячкова, М.Ф. Шмырева, Я.З. Захарова и С.Т. Воронова, была проведена наступательная операция в районе стыка флангов армий групп «Центр» и «Север». В результате образовалась брешь протяженностью около 40 км. Сложившейся обстановкой немедленно воспользовался ЦК КП(б) Белоруссии, создав в марте 1942 г. Северо-Западную оперативную группу. Группа устанавливала связи с подпольными организациями и партизанскими отрядами, руководила засылкой в глубинные районы Белоруссии руководителей партизанского движения и партийного подполья, организаторских групп, отдельных отрядов, координируя их деятельность. Кроме того, группа систематически отправляла в тыл немцев оружие и боеприпасы. С февраля по сентябрь в «Суражские ворота» было переправлено 40 партизанских отрядов и эвакуировано с оккупированной части Белоруссии 200 тыс. человек. Кроме того, было переправлено 102 организаторские группы и 62 диверсионные группы. За это же время партизанам было переправлено 11 500 винтовок, 6000 автоматов, 1000 пулеметов, 500 противотанковых ружей.

В конце сентября 1942 г. немцы, сосредоточив крупные силы, закрыли брешь в своей обороне, разгадав их назначение.

Летом 1942 г. руководство ЦШПД добилось увеличения числа самолетов, выделявшихся для полетов в районы действий партизан. В снабжение партизан включилась транспортная авиация Гражданского воздушного флота, самолеты 101-го полка авиации дальнего действия и самолеты фронтовой авиации Западного, Калининского и других фронтов.

Наряду с этим по заданию ЦШПД и ЦК КП(б)Б партизаны начинают строить аэродромы, способные принимать и отправлять двухмоторные самолеты Ли-2. Первый партизанский аэродром — располагался недалеко от Зыслова, Любанский район Минской области — вступил в строй в июле. Примерно в это же время начал действовать кличевский аэродром. Началось сооружение аэродромов в Бегомльском, Ушачском и других районах Белоруссии.

В августе 1942 г. к партизанам было переправлено 30 организаторских групп, в задачу которых входило доведение указаний о подготовке к зиме до командиров всех партизанских бригад и отрядов.

В общей сложности в 1942 г. было осуществлено 168 самолетовылетов к белорусским партизанам, при этом в тыл к немцам было доставлено 200 специалистов по ведению партизанской войны, 118 тонн боевых грузов и вывезено 180 раненых и больных.

Ну а о «рельсовой войне», которую вели белорусские партизаны, при желании можно написать многотомную монографию. Ведь через республику проходили стратегически важные железные дороги, обеспечивавшие деятельность немецкой группы армий «Центр»: Минск — Бобруйск — Гомель; Минск — Борисов — Орша — Смоленск; Дюнабург — Полоцк — Витебск — Смоленск; Орша — Могилев — Жлобин.

В первой половине 1942 г. диверсии партизан (в том числе и на железной дороге) осуществлялись с помощью подручных средств. Так крушение поездов происходило путем развинчивания и разбора рельсов специальными клиньями.

Германская железнодорожная дирекция «Центр» отмечала, что в 1942 г. было зарегистрировано: в январе-феврале — 11 нападений на железные дороги, в марте — 27, в апреле — 65, в мае — 145, в июне — 262, а с 1 по 25 июля — 304. За это время партизанами было подорвано 200 паровозов, выведено из строя 773 вагона, разрушено 13 440 м железнодорожного полотна.

Из-за недостатка в партизанских отрядах взрывчатых веществ начали работать так называемые «чертовы кухни», в которых выплавляли тол. Большое количество специалистов-подрывников и инструкторов начала поступать из-за линии фронта. В первой половине 1942 г. в партизанские отряды было направлено 33 группы специально подготовленных подрывников. В марте-сентябре 1942 г. белорусские партизаны получили 10 860 мин и 40 т взрывчатки, что позволило активизировать подрывную деятельность.

Во время боев за Сталинград и Северный Кавказ летом 1942 г. резко активизировалась подрывная деятельность партизан на железной дороге. Это вынуждены были констатировать в своих документах и сами немцы. Так, в сводке в Берлин «О партизанских действиях в тыловых районах войск, входящих в состав группы армий “Центр”» от 5 сентября 1942 г. говорилось: «Диверсии партизан участились. Взрывы на железных дорогах привели к почти полному прекращению железнодорожного движения (например, на линии Двинск — Смоленск в отдельных местах рельсы взорваны до 40 с лишним раз на небольших участках»[1].

О состоянии железнодорожных перевозок на участке, подведомственном начальнику тыла группы армий «Центр», в этом документе говорилось: «Обстановка значительно ухудшилась. Ежедневно уничтожался подвижной состав. Взрывы носили настолько серьезный характер, что движение на отдельных перегонах прекращалось на время до 36 часов. Основными районами действий партизан были тыловой район 59 армейского корпуса и северный участок тылового района группы армий “Центр”»[2].

В сообщении отдела разведки и контрразведки командования немецкой группы «Центр» говорилось: «За период с 20 по 24 сентября 1942 г. — 55 взрывов на железной дороге. Особенно велико число взрывов на основных железнодорожных линиях, обеспечивающих подвоз снабжения с тыла. Например, 22 сентября участок Идрица — Полоцк — Смоленск был закрыт для движения в обе стороны в течение 21 часа в результате трех взрывов. Тот же участок был закрыт для движения в одном направлении еще в течение 10 часов. 23 сентября участок Минск — Орша — Смоленск был закрыт для движения в обе стороны на 28 часов и для движения в одну сторону — на 35 часов»[3].

27 сентября 1942 г. командование 4-й немецкой армии доносило в штаб группы армий «Центр»: «За отчетный период не произошло существенных изменений в деятельности партизан и в борьбе с ними немецких войск. Как и раньше, активность партизанских отрядов была высокой. Увеличилось число минирований и взрывов»[4].

Гитлер в докладе от 6 сентября 1942 г. был вынужден признать: «Действия партизанских отрядов на Востоке за последние несколько месяцев стали крайне опасными и ныне представляют серьезную угрозу нашим коммуникациям, идущим к фронту»[5].

Стоит отметить, что в «рельсовой войне» участвовали не только партизаны, но и белорусские подпольщики. Так, в Минске в июле 1943 г. подпольщики взорвали цех вагоноремонтного завода, часть депо и два паровоза. Члены подпольной комсомольской организации, возглавляемой Вильгельмом Гудовичем, уничтожили эшелон с бензином, два станка, поворотный круг с двумя локомотивами и другое оборудование.

9 июля 1943 г. начальник ЦШПД П.К. Пономаренко обратился к Сталину с предложением нанести одновременный массированный налет партизан на железную дорогу. В письме говорилось, что все необходимые материальные ресурсы для выполнения операции имеются. Операцию предлагалось провести, начиная с 25 июля[6].

Для проведения операции по уничтожению рельсов были выделены фонды боеприпасов, взрывчатки и оружия. Управление Гражданского флота выделило в распоряжение ЦШПД с 20 июля по 1 августа самолеты для переброски в партизанские бригады и отряды взрывчатых веществ, вооружения и боеприпасов.

В период проведения первого тура операции «рельсовая война» к белорусским партизанам был осуществлен 121 самолетовылет и доставлено около 120 т боевых грузов и 36 инструкторов-подрывников.

Первый тур операции «рельсовая война» начался в ночь на 3 августа и продолжался до середины сентября 1943 г. С 19 сентября был проведен второй этап «рельсовой войны» под кодовым названием «Концерт».

Таблица 1

Итоги «рельсовой войны» по областям и республикам

(по данным оперативного отряда ЦШПД по состоянию на 13 января 1944 г.)[7]

Наименование области, республики

Взорвано рельс (шт.)

Итого

1-я операция

2-я операция

Всего

214705

148557

363262

В том числе:

 

 

 

Белорусская ССР

132832

77684

210516

Калининская обл.

29299

10581

39880

Орловская обл.

16968

16968

Ленинградская обл.

14357

51011

65368

Смоленская обл.

14149

4983

19132

Украинская ССР

7100

620

7720

Масштабы операции более понятны на конкретных примерах. Вот число уничтоженных рельсов на участках: Полоцк — Молодечно — 21 243; Могилев — Жлобин — 15 074; Могилев — Кричев — 9102; Орша — Минск — 11 648; Кричев — Унеча — 12 204; Минск — Бобруйск — 19 019; Лунинец — Калинковичи — 41 781; Гомель — Калинковичи — 7 982[8].

Операции по уничтожению рельсов проводились одновременно с другими диверсиями на железных дорогах. Так, только белорусские партизаны за 1943 г. пустили под откос 6236 эшелонов, в том числе 19 бронепоездов, разрушили 4875 паровозов и 44 156 вагонов, платформ и цистерн, взорвали 462 железнодорожных моста и разгромили 22 станции.

В августовском месячном отчете (1943 г.) командир корпуса немецких охранных войск группы армий «Центр» докладывал: «…6684 взрыва за первые две ночи. Только за один месяц число взрывов рельсов увеличилось в тридцать раз и к концу августа достигло 20 101 случая по сравнению с 470 взрывами в июне и 771 взрывом в июле. Число столкновений, боев и налетов на войска возросло с 567 в июне и 830 в июле до 1102 в августе, т.е. почти удвоилось за два месяца, 149 актов диверсий на хозяйственных предприятиях за август по сравнению с 109 в июле и 69 в июне, 105 повреждений телефонных проводов за августа месяц по сравнению с 70 в июле, 22 выявленных случая убийств бургомистров в августе по сравнению с 9 случаями в июле»[9].

Далее в донесении говорилось, что распространились акты диверсий на электростанциях (например, в Гомеле и Пропойске), водокачках и водонапорных башнях железных дорог, на мельницах, в полочных хозяйствах, на фабриках и заводах. В донесении подчеркивалось: «Акты диверсий предпринимались чрезвычайно дерзко»[10].

Большой урон противнику причиняли диверсии по взрыву железнодорожных мостов, несмотря на все меры противника по защите стратегических важных объектов.

В ночь на 3 ноября 1942 г. группа партизанских отрядов Минской и Полесской областей разрушила 132-метровый мост через реку Птичь на магистрали Брест — Гомель. 7 марта 1943 г. были взорваны две фермы моста через реку Десну между Гомелем и Брянском. Целую неделю очень важный участок дороги бездействовал. 22 апреля 1943 г. взлетела на воздух ферма моста на железной дороге Кричев — Унеча, прервав железнодорожное сообщение на этом участке на 10 суток.

Чаще всего партизаны использовали маломощные мины. Чтобы разбить рельс, достаточно 200 г литого тротила, если шашка наложена открыто, и 60 г при засыпке шашки грунтом. На разрыве колесо сходит с пути, и поезд заваливается под откос.

При взрыве 200-граммовых и 100-граммовых толовых шашек рельсы не уничтожались, из них выбивался кусок длиной 25—35 см. Немцы опиливали рельсы и сваривали их термитом. Имели место и накладки стальных мостков длиной 80 см и весом около 20 кг. Их опускали на поврежденные рельсы и пропускали по ним поезда.

Для защиты от мин мгновенного действия немцы стали пускать перед локомотивами несколько платформ с запасом шпал и рельсов. При взрыве под откос шла платформа.

В ответ партизаны применили простейший счетчик кратности. Над миной закрепляется веточка. Колесные оси ее колеблют. Храповик крутит счетчик качаний. Взрыв происходит на нужном числе качаний — не под платформой, а под локомотивом или одним из вагонов.

Мины мгновенного и замедленного действия партизаны устанавливали на участках перегона, наиболее выгодных для производства крушений: на насыпях, в выемках, на закруглениях и спусках, то есть в тех местах, где помимо ликвидации последствий крушения требовались трудоемкие восстановительные работы.

В некоторых случаях (после взрыва моста, в связи с прекращением движения), уменьшалась охрана на перегонах. Поэтому партизанам можно было безопаснее и надежнее установить мины МЗД с большими сроками замедления, чтобы они начали действовать после завершения восстановительных работ.

Согласно инструкциям Центрального штаба партизанского движения партизаны при установке мин руководствовались следующими правилами:

Расчетное расстояние между двумя соседними минами МЗД должно быть не менее 200 метров, дабы избежать взрыва соседней мины от сотрясения при взрыве первой и чтобы затруднить обнаружение ее противником.

Запрещалось устанавливать на противоположных концах минного поля мины МЗД с одинаковыми сроками замедления, так как противник мог определить протяжение минного поля.

Взрыв одной мины должен был происходить не ранее 5 суток с момента установки последней мины, чтобы за это время по естественным причинам (дождь, ветер, снег) устранились демаскирующие признаки.

По опыту проведенных партизанами диверсионных актов было определено, что в среднем одно крушение поезда на железной дороге задерживает движение на 8—12 часов. Чтобы закрыть движение на однопутном участке, достаточно было двух-трех крушений в сутки при условии, что они будут происходить на одном или соседнем перегонах. Тогда между двумя последующими взрывами не могло пройти большое количество поездов. Если же крушения производились даже в разное время, но на различных перегонах, то большего сокращения движения не происходило ввиду того, что поезда, находившиеся на станциях и перегонах между пунктами крушений, протаскивались противником вперед после ликвидации крушения, и суммарная задержка составляла 8—12 часов, а за оставшиеся 12—16 часов пропускались через участок все остановленные поезда.

В случае трех крушений в сутки на одном или на двух-трех смежных перегонах противник не мог пропустить ни одного поезда, пока не ликвидировал последствия всех крушений, и, следовательно, участок был полностью закрыт.

Для полного закрытия движения на двухпутных участках количество крушений в сутки должно было быть не менее двух на каждом пути. Исходя из этого, можно посчитать, что на однопутном участке для полного закрытия движения на 10 дней требовалось 20—30 минут и на месяц 50–80 минут с возрастающими сроками замедления.

«Рельсовая война» в Белоруссии привела к снижению объема германских военных перевозок в 1943 г. на 40%.

Александр Широкорад, публицист, военный историк, писатель

 

(Продолжение следует)



[1] Архив Министерства обороны СССР. Ф. 6598. Переводы трофейных документов. Инв. № 105. Л. 175.

[2] Там же. Л. 176.

[3] Там же. Л. 32.

[4] Там же. Л. 32.

[5] Цит. по: Диксон Ч.О., Гейльбрунн О. Коммунистические партизанские действия. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. С. 79.

[6] Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Ф. 69. Оп. 1. Д. 15 (1943 г.). Л. 151—154.

[7] Там же. Д. 775. Л. 2.

[8] Там же. Д. 775. Л. 3.

[9] Архив Министерства обороны СССР. Ф. 32. Оп. 11302. Д. 145. Л. 280.

[10] Там же. Л. 281.