Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

22.12.2013

Партизанская Белоруссия (Часть 4)

С июня 1941 г. по июль 1944 г. партизаны Белоруссии вывели из строя около 500 тысяч военнослужащих оккупационных войск и марионеточных формирований, чиновников оккупационной администрации, вооруженных колонистов и пособников (из них 125 тысяч человек - безвозвратные потери), подорвали и пустили под откос 11 128 вражеских эшелонов и 34 бронепоезда.

Из-за «рельсовой войны» оккупанты были вынуждены привлечь крупные дополнительные силы для охраны железных дорог. Разъезды стали охраняться гарнизонами до 150 человек. В районах активных действий партизан создавались заставы, которые располагались в нескольких километрах друг от друга, а в ночное время через каждые 200—300 м были расставлены посты по 2—3 человека. Кроме того, участки между заставами контролировались подвижными группами солдат и полицейских.

Для борьбы с партизанами немцы буквально со всей Европы собрали различные бронедрезины и броневагоны. На железнодорожные колеи ставили бронеавтомобили и танки, оснащенных вагонными колесами с бандажами. Так, против партизан действовали десятки французских трофейных бронеавтомобилей «Панар» 38(f), вооруженных 20-мм пушками. Замену колес производили всего за 15—20 минут.

 

20 октября 1943 г. Гитлеру были продемонстрированы танки PzKpfw III Ausf N, приспособленные для езды по рельсам с помощью 4 колес. Скорость танка по железной дороге достигала 100 км/ч. Танк был специально переделан для охраны железных дорог от партизан.

11 ноября 1942 г. вышла специальная директива штаба сухопутных войск с наставлением по действию бронепоездов против партизан.

Против партизан действовали десятки импровизированных германских бронепоездов. На большинстве из них на платформах стояли танки, которые могли вести огонь с железнодорожной платформы, а при необходимости по специальным приспособлениям спускаться на грунт и действовать как обычные танки. Обычно в таких случаях использовались трофейные французские танки.

В августе 1943 г. командование группы армий «Центр» сняло с фронта и отправило против партизан 4 тяжелых бронепоезда № 66, 67, 68 и 72.

С большими трудностями столкнулись немцы при обеспечении железных дорог рабочей силой — ни русские, ни белорусы не желали на них работать. В донесении железнодорожной дирекции группы армий «Центр» о действиях партизан говорилось: «В районах, находящихся под влиянием партизан, невозможно завербовать местных рабочих и служащих»[1].

Поэтому к ремонту железных дорог часто приходилось привлекать воинские подразделения.

Проблемы были как с рельсами, так и со шпалами. По данным железнодорожной дирекции германской группы армий «Центр» до июля 1942 г. в результате деятельности партизан оккупанты теряли ежемесячно 270 тыс. штук шпал.

В приложении к докладу Главной железнодорожной дирекции группы армий «Центр» от 28 июля 1942 г. сообщалось, что в Белоруссии полностью уничтожено 9 лесопильных заводов. При сожжении лесопильного завода в Исавичах партизаны уничтожили 7 тыс. шпал. А всего в тыловых районах группы армий «Центр» к середине 1942 г. уничтожено 13 лесопильных заводов, в том числе и самый крупный завод на реке Березине в Борисове. В этом же документе говорилось, что в районе Минска на складах находится 30 тыс. готовых шпал, которые не могут быть вывезены из-за деятельности партизан. «Транспортировка леса по сплавным рекам и по дорогам из-за активных действий противника приостановлена на 90%», — констатировала Главная железнодорожная дирекция группы армий «Центр».

Следует заметить, что на фоне грандиознейших успехов в «рельсовой войне» остались незамеченными успехи белорусских партизан на речных коммуникациях противника. Между тем и на реках немцам приходилось несладко. Так, в начале сентября 1941 г. группа диверсантов под командованием Михаила Алексеевича Головина совместно с петриковским партизанским отрядом Полесской области уничтожила большой товаро-пассажирский пароход на реке Припяти с грузом бензина и другого военного имущества. Партизаны организовали на берегу засаду и бронебойными и зажигательными пулями обстреляли пароход, вызвав на нем пожар. Огонь уничтожил весь груз, погибла и вся команда. Проходивший мимо вражеский катер также был уничтожен[2].

12 октября 1942 г. Западный штаб партизанского движения сообщал, что в результате деятельности партизан по Днепру между Шкловом и Могилевым движения не было и в августе, и в сентябре 1942 г.[3].

В первых числах апреля 1942 г. соединения партизанских отрядов под командованием С.А. Ковпака, А.Ф. Федорова и Я.И. Мельника провели совместную операцию по уничтожению судов речной флотилии на Припяти. В результате было уничтожено: три парохода, восемь бронекатеров, одна моторная лодка и пять барж[4].

Белорусские партизаны из Пинского партизанского соединения в первой половине 1943 г. вывели из строя 5 шлюзов на Днепровско-Бугском канале. В результате канал на протяжении 120 км не работал, а 130 судов стали трофеями партизан[5].

Белорусский партизаны регулярно срывали поставки продовольствия в Рейх. До войны и в ходе нее критика колхозной системы СССР была любимым коньком геббельсовской пропаганды. Однако, оккупировав Белоруссию, Гитлер оказался поборником колхозов. Он дал установку «бороться самыми жестокими мерами» со всякой попыткой ликвидировать крупные сельскохозяйственные предприятия, потому что «при системе разделения на несколько мелких крестьянских хозяйств немецкое влияние на производство сводится к утопии»[6].

В секретной инструкции «Принципы ведения хозяйства на Востоке», изданной германским командованием в августе 1941 г., говорилось, что «сохранение колхозной системы необходимо пока для того, чтобы предотвратить перебои в снабжении немецкой армии и хозяйства за счет русских просторов»[7].

Выход на работу для крестьян был обязательным. За отказ от работы следовало строгое наказание вплоть до расстрела. Вся продукция «общинных хозяйств», «государственных имений» и «опорных пунктов» подлежала изъятию.

Зато после окончания войны немцы обещали крестьянам передать землю в личное пользование. Когда задавался вопрос, почему передача земли в частную собственность откладывается на неопределенный срок, то в соответствии с директивами «Коричневой папки» германские власти объясняли населению это тем, что надо подождать «бойцов с фронта, которые в первую очередь имеют право на наделение имущественными объектами в восточных областях и без которых использование восточного края с новым слоем предпринимателей из лучших, самых заслуженных немецких сил, не может быть проведено»[8].

В итоге оккупанты фактически превратили бывшие колхозы в своеобразную форму военно-крепостнического хозяйства («общинное хозяйство»), а крестьян — в бесправных батраков с единственным правом трудиться под непосредственным военно-полицейским контролем фашистских надсмотрщиков и колонистов.

 

Однако и тут в планы немцев вмешались партизаны. Так, партизанский отряд Краснослободского района Минской области под командованием М.И. Жуковского уже в июле 1941 г. захватил райцентр город Слуцк, разгромил германскую комендатуру и другие органы управления и роздал населению зерно, муку с мельницы и продукты питания из продовольственных складов.

В 1941 г. один только партизанский отряд Кличевского района Могилевской области (командир И.З. Изох, комиссар Я.И. Заяц) разгромил 55 сельских управ и полицейских гарнизонов, возвратил населению 220 тонн отобранного у него немцами зерна, предназначенного к отправке в Германию.

Под контролем советских партизан в Мозырском районе БССР летом 1941 г. весь урожай населением был убран, обмолочен и распределен между колхозниками.

С начала боевых действий по 7 октября 1942 г. партизаны бригады, возглавляемой Героем Советского Союза Ф.И. Павловским, действовавшей в Полесской области, уничтожили три спиртозавода, два маслозавода, захватили 14 складов с продовольствием и одеждой, уничтожили и раздали населению 2300 т зерна, отбитого у врага, и 1750 голов скота.

12 января 1942 г. из райцентра Копаткевичи по приказу военного коменданта города Бобруйска был отправлен обоз — 75 подвод и одна автомашина с хлебом. Партизаны окружили обоз, перебили часть охранявших его полицейских, а остальных отпустили по домам. Весь хлеб был роздан местному населению.

В мае 1942 г. в городе Городке Витебской области группа партизан под командованием Михайлова и Иванова взорвали нефтебазу и склады с зерном. При этом было уничтожено более 1000 тонн зерна, а на нефтебазе сгорело около 700 тонн бензина.

В 1944 г. перед партизанами Белоруссии встала новая задача — помешать отступающему противнику превратить оставляемую им территорию в пустыню. ЦК Компартии Белоруссии, штабы партизанского движения и подпольные обкомы разработали специальные мероприятия по спасению населения. Только в лесах южной пригородной зоны Минска под защитой партизан укрылись более 5 тысяч семей. По всей территории республики расширяется сеть лесных лагерей для мирных жителей, охрану которых несли более 80 тысяч партизан.

Немцы не оставляли попыток ликвидировать партизанские края и зоны. В апреле против 17-тысячного соединения Ушачско-Лепельской зоны (командир В.Е Лобанок) германское командование бросило 60 тыс. солдат и офицеров. 25 суток партизаны отражали атаки противника, а в ночь на 4 мая соединение прорвало блокаду врага, выведя при этом 15 тыс. мирных жителей. Важную роль в провале карательной операции сыграла помощь 3-го Белорусского фронта. В марте-апреле партизанам было доставлено 215 тонн боеприпасов, вывезено 1500 раненых.

К лету 1944 г. на оккупированной территории сражались 150 бригад и 49 отдельных отрядов общей численностью 143 тыс. человек. Партизаны контролировали значительные территории. Они были полными хозяевами в Октябрьском, Копаткевичском, Житковитчском, Любанском, Старобинском,Ганцевичском, Кличевском, Бегомльском,Ушачском, Суражском, Меховском районах.

К концу 1943 г. свыше половины территории Белоруссии находилось под контролем партизан. Они очистили от оккупантов тысячи сел и деревень, 20 районных центров. Там были восстановлены органы советской власти, действовали советские законы и порядки.

31 мая началась подготовка к операции «Багратион». Ее особенностью было то, что действия четырех фронтов тесно координировались с действиями партизан. В июне — начале июля партизаны взорвали более 60 тыс. рельсов и пустили под откос десятки эшелонов с живой силой и техникой противника.

По свидетельству начальника транспортного управления группы армий «Центр» полковника Г.Теске эта операция вызвала «полную остановку железнодорожного движения на всех важных коммуникациях, ведущих к участкам прорыва». Бригады им. Александра Невского, им. Пархоменко, им. Чкалова, им. Ворошилова, им. Сталина, «Буревестник», «Беларусь» за несколько дней до подхода Красной Армии освободили районные центры Старобин, Копыль, Красную Слободу, Узду, Руденск. Бригады им. Фрунзе, им. Рокоссовского, им. Суворова освободили Слуцк, Греск и Дзержинск. Отряд им. Богдана Хмельницкого очистил от противника южную часть Беловержской пущи. Пинское соединение совместно с частями 61-й армии взяли Пинск, а затем Кобрин и Брест. Партизаны построили для наступающих войск 312 мостов и переправ. На Березине бригада «Железняк» до подхода 35-й гвардейской танковой бригады удерживала плацдарм шириной 17 км.

После освобождения Белоруссии десятки тысяч партизан влились в ряды Красной армии.

На территории БССР за время войны действовало около 40 партизанских соединений.

С июня 1941 г. по июль 1944 г. партизаны Белоруссии вывели из строя около 500 тысяч военнослужащих оккупационных войск и марионеточных формирований, чиновников оккупационной администрации, вооруженных колонистов и пособников (из них 125 тыс. человек — безвозвратные потери), подорвали и пустили под откос 11 128 вражеских эшелонов и 34 бронепоезда, разгромили 29 железнодорожных станций и 948 вражеских штабов и гарнизонов, взорвали, сожгли и разрушили 819 железнодорожных и 4 710 других мостов, перебили более 300 тыс. рельсов, разрушили свыше 7 300 км телефонно-телеграфной линии связи, сбили и сожгли на аэродромах 305 самолетов, подбили 1 355 танков и бронемашин, уничтожили 438 орудий разного калибра, подорвали и уничтожили 18 700 автомашин, уничтожили 939 военных складов. За тот же период партизаны Белоруссии взяли следующие трофеи: орудий — 85, минометов — 278, пулеметов — 1 874, винтовок и автоматов — 20 917. Общие безвозвратные потери белорусских партизан в 1941—1944 гг., по неполным данным, составили 45 тысяч человек.

За участие в антифашистской борьбе в подполье и партизанских отрядах на территории БССР советскими правительственными наградами были награждены более 120 тыс. человек, звание Героя Советского Союза получили 87 человек.

Александр Широкорад,
публицист, военный историк, писатель

 

(Продолжение следует)
 


[1] «Совершенно секретно! Только для командования!». Документы и материалы. М.: Наука, 1967. С. 407.

[2] Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Ф. 69. Оп. 1. Д. 51. Л. 15.

[3] Архив Министерства обороны СССР. Ф. 208. Оп. 2511. Д. 1402. Л. 93.

[4] Партийный архив Института истории партии ЦК КПУ. Ф. 62. Оп. 1. Д. 1. Л. 70.

[5] История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 гг. Т. 3. М.: Воениздат, 1961. С. 466.

[6] Архив Министерства обороны СССР. Ф. 243. Оп. 2914. Д. 272. л. 171.

[7] Нюренбергский процесс. Т. 1. М.: Госюриздат, 1955. С. 805.

[8] Партийный архив Института истории партии ЦК КПУ. Ф. 166. Оп. 3. Д. 141. Л. 47—48.