Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

17.03.2014

Владислав Старевич – «Волшебник из Фонтене-су-Буа»

Если о том, кто был автором первого рисованного фильма, до сих пор продолжают спорить, то имя родоначальника объемной анимации сомнений не вызывает: им был Владислав Старевич, российский режиссер, художник и оператор. Уолт Дисней сказал о Старевиче: «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий».

Если о том, кто был автором первого рисованного фильма, до сих пор продолжают спорить, то имя родоначальника объемной анимации сомнений не вызывает: им был российский режиссер, художник и оператор Владислав Старевич. Именно о нем знаменитый Уолт Дисней сказал: «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий».

Владислав Александрович Старевич родился 8 (по другим данным 6) августа 1882 года в Москве в семье обедневших польских дворян Антонины и Александра Старевич. Его детство и юность прошли в Ковенском уезде. Потеряв в раннем возрасте мать, Старевич с четырех лет воспитывался в семье ее родственников.

В десять лет Владислав сконструировал устройство к «Волшебному фонарю», с помощью которого ставил первые домашние спектакли. Чуть позже Старевич увлекся энтомологией, а по окончании гимназии стал брать уроки живописи, однако прервал их из-за недостатка средств.

В Ковно он поступил на службу в Казенную палату, вскоре женился, обзавелся собственным домом. Он участвовал в любительских спектаклях, рисовал афиши. Сам выпускал энтомологический журнал и юмористическую газету «Каракули и кляксы».

Еще одним увлечением Старевича стала фотография.

В 1909 году Старевич отправился в Москву, где встретился с известным кинопредпринимателем А.Ханжонковым, приобрел камеру и заключил договор с кинофирмой. Вернувшись в Ковно, Старевич снял свой первый 10-минутный фильм «Над Неманом», затем два фильма из области энтомологии — «Жизнь стрекоз» и «Жуки-скарабеи». Его следующий замысел заключался в постановке игрового фильма, в котором актерами были бы живые насекомые. Работая над фильмом «Битва жуков-рогачей» (1910), Старевич убедился, что снять реальную сцену сражения жуков невозможно. Тогда он придумал способ «оживить» мертвых жуков. Он пропустил через их лапки тонкую проволочку, прилепив ее воском к панцирю, закрепил лапки в пластилиновом основании и стал снимать, деля движение на фазы.

И в 1912 году на экраны выходит «Прекрасная Люканида или Война Усачей с Рогачами» - комедийная мелодрама, основанная на сюжетах рыцарских романов. Все роли в этом фильме исполняли насекомые. Московская премьера первого в мире кукольного мультфильма «Прекрасная Люканида» состоялась 26 марта 1912 года. О фильме говорили как о чуде. Кинематографические журналы с нескрываемым восторгом сообщали о том, что в Европу и Америку продано более ста копий фильма Старевича. Для русской кинопромышленности тех лет это был абсолютный экспортный рекорд.

Зрители, журналисты и даже некоторые профессионалы были убеждены, что использовались живые насекомые, тайной оставался только способ их дрессировки. Сам Старевич плоть до 1920-х годов поддерживал эту иллюзию, умалчивая о подлинной технике съемки.

Starevitch2.jpg

Кадр из мульфильма Стрекоза и муравей

Вскоре Старевич вместе с семьей переезжает в Москву на службу к Ханжонкову. Он приступил к монтажу фильмов, снятых еще в Ковно в 1911 году; вскоре они были выпущены на экраны

Один из них — «Месть кинематографического оператора», несомненный шедевр пародийного жанра. К рождественским праздникам Старевич выпустил первую мультипликацию для детей — «Рождество обитателей леса» (1912). Добрый сказочный фильм с успехом прошел не только в России, но и за рубежом.

Однако весьма трудоемкие анимационные фильмы оплачивались значительно ниже художественных картин, поэтому в начале 1913 года Старевич переходит в игровое кино, где старается сохранить положение творца-одиночки, будучи одновременно сценаристом, постановщиком, оператором, художником, монтажером и даже рабочим сцены и киномехаником.

Владислав Александрович тяготел к сказочным сюжетам, особенно он любил Гоголя. В 1913 году были экранизированы «Страшная месть» и «Ночь перед Рождеством». Ленты потрясали искушенных профессионалов необычностью трюковой и комбинированной съемки. Для своего времени эти фильмы были не менее «революционными», чем например фильмы Лукаса, Спилберга или Кэмерона в наши дни. В «Ночи перед Рождеством» ему впервые удалось совместить в кадре анимацию и живых актеров – скачущие галушки или уменьшающийся до карманных размеров черт просто шокировали публику. При этом над мультфильмами или спецэффектами для игрового кино, неплохо смотрящимися и в наши дни, Старевич работал … в одиночку! Он никого не пускал в свою студию.

Starevitch3.jpg

Кадр из фильма Ночь перед Рождеством

В этих фильмах блистал король немого экрана Иван Мозжухин, создавший гротескные образы Колдуна и Черта. Этот удивительный актер был исполнителем главной роли и в следующей ленте Старевича — «Руслан и Людмила» (1914). Тогда же Старевич экранизировал «Снегурочку» по пьесе А. Островского.

В 1915 году Старевич был призван на военную службу в Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета, где он в основном занимался съемками военной хроники, но одновременно и постановкой игровых картин. Именно в этот период он создал ленты по польской тематике «На Варшавском тракте», «Дочь корчмаря», «Пан Твардовский».

В игровом фильме «Сказка про немецкого грозного вояку Гоголя-Моголя и черта Балбеску», агитлубке 1916 года, Старевич предлагал актерам двигаться, как на шарнирах, изображая утрированную кукольность. Режиссер замечательно справился с задачей создания политической карикатуры, разыгранной живыми актерами.

Владислав Александрович снимал фильмы самых разных жанров мелодрамы, комедии, фарсы, агитки, но, как и прежде, любимым его автором оставался Гоголь. Только в 1918 году были экранизированы «Вий», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», а чуть раньше «Портрет».

Картину «Звезда моря», действие которой происходит в замке посреди моря, режиссер считал вершиной своего творчества. Предметы снимались сквозь кружево пены и различные наложения. Иногда Старевич делал двойную экспозицию до тридцати раз в одном кадре! Применял вращение камеры и изобрел множество удивительных трюков.

Как режиссер игрового кино Старевич поставил около 50 фильмов, когда по предложению продюсера фирмы «Икарус-фильм» Хапсаева он уехал вместе с семьей в Италию, а оттуда во Францию. После революции и гражданской войны в Европе оказалось множество российских кинематографистов. Но Старевич стал единственным, кому не пришлось «обивать пороги» и искать работу по специальности. Наоборот, он сразу же получил предложение от французской кинокомпании «Меркурий» - постоянная работа с жалованьем не меньше чем он получал в России, в сочетании с полной творческой свободой.

С 1922 года Старевич жил во Франции, так и не став ее гражданином, но именно в Фонтене-су-Буа под Парижем он обрел свой новый дом, основал собственную студию и создал фильмы, которые принесли ему мировую славу.

Первая лента, выпущенная во Франции, называлась «В лапах паука» (1920) и рассказывала о злоключениях мухи, ставшей содержанкой паука-банкира.

В 1920-х годах вышли фильмы «Свадьба Бабила», «Лягушки, требующие короля», «Мышь городская и мышь полевая», китайская легенда «Глаза дракона», «Лев и мошка», «Маленький парад», «Два Купидона» («Любовь в черных и белых тонах») с участием кукольного Чарли Чаплина и другие.

Главные изменения претерпели куклы. Новых «актеров» Старевич наградил не только универсальной свободой движения, но и фантастической мимикой, которой были подвластны любые психологические нюансы (причем секрет материала, из которого были изготовлены маски, остался нераскрытым).

Starevitch4.jpg

Старевич на съемочной площадке

Выпущенный в 1925 году фильм Старевича «Голос соловья» в Америке вызвал сенсацию и первым из европейских фильмов удостоился Золотой медали Ризенфельда.

В 1930-е годы Старевич подготовил серию фильмов о плюшевой собачке Фетише, имевших колоссальный успех у детей — «Фетиш», «Фетиш приносит удачу», «Фетиш-фокусник», «Фетиш женится», «Медовый месяц Фетиша», «Фетиш и сирены». О Старевиче заговорили как о новом Диснее.

Знаменитый полнометражный фильм «Роман о Лисе» (или «Рейнеке-Лис») по мотивам средневекового французского эпоса ХII—ХIII веков и сказки Гёте «Рейнеке-Лис» по праву принадлежит к шедеврам мировой кинематографии. Куклы для фильма были разных размеров (от 10 см до высоты человеческого роста) с тщательно разработанными масками (до 500 масок для каждой куклы). Благодаря этому они обладали удивительной мимикой, могли чудесным образом «оживать» на экране. Потрясенная публика считала, что это дрессированные животные.

В наши дни «Рейнеке – Лис» регулярно издается на DVD во всех странах мира.

После войны Владислав Старевич зарабатывал на жизнь постановкой рекламных роликов. Когда заказов не было, приходилось продавать кукол из своей коллекции.

Фигура Старевича была окутана тайной. Он вел уединенную жизнь в доме-студии, что порождало мифы вокруг его имени. Сам же Старевич на все разговоры о «тайнах» неизменно отвечал: «Секрета особого здесь нет. Это все труд. Большой кропотливый труд. Все это создано по кадрику, только очень тщательно».

Старевич стал первопроходцем в жанре объемной мультипликации и на целый век опередил современный ему кинематограф. Его называли «волшебником из Фонтене-су-Буа», «Эзопом XX века», «таинственным дрессировщиком насекомых»...

Владислав Александрович Старевич умер в марте 1965 года в Фонтене-су-Буа. Его коллекция кукол оказалась рассеянной по всему миру. Секрет создания своих уникальных кукол художник унес с собой.

Вадим Лапунов