Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

12.09.2014

Две картины – две истории: всемирная и польская

Вот перед нами две картины XIX века. Одна принадлежит польскому художнику Яну Матейко, другая - российскому Карлу Брюллову. Обе они посвящены одному и тому же событию — осаде Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году.

Вот перед нами две картины XIX века: польского художника Яна Матейко и российского Карла Брюллова. Обе они посвящены одному и тому же событию — осаде Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году.

Посмотрим внимательно на польскую картину. Огромный красивый шатер. Гордо восседающий король Стефан. Перед ним стоит на коленях иерарх русской православной церкви и протягивает золотое блюдо (уж не с ключами ли от Пскова?) Один русский боярин стоит на коленях и молит о пощаде, а другой бьет лбом о землю.

Что же было на самом деле?

26 августа 1581 г. к городу подошли основные силы поляков во главе со Стефаном Баторием. Король приказал поставить свой шатер недалеко от стен Пскова на московской дороге у церкви Николы Чудотворца.

Как говорилось в «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков»: «Государевы же бояре и воеводы не велели стрелять по шатрам днем, но все орудия для этого велели днем приготовить. Когда же были поставлены многие шатры и наступила ночь, приблизительно часу в третьем, повелели ударить по ним из больших орудий. Наутро же не увидели ни одного шатра, и, как рассказывали языки, многие знатные паны были тут убиты». Есть сведения, что король сказал по этому поводу: «В Литве нет ни одной такой пищали, которая бы так далеко стреляла!»

Фото 01.jpg

Какой прекрасный сюжет для господина Матейко. На фоне того же шатра выбегающий, пардон, без порток король, громко проклинающий русских за столь дальнюю стрельбу, да еще ночью.

Несколько польских штурмов были отражены с большими потерями. А в ночь на 3 ноября пьяные поляки проспали проход в Псков стрелецкого полка Федора Мясоедова. Замечу, не прорыв с боем, а мирный проход, да еще с большим обозом с продовольствием и боеприпасами. Поляки заметили отряд, лишь когда арьергард стрельцов проходил через городские ворота.

В 3 часа ночи 6 ноября польские войска начали тихо отволакивать осадные орудия из туров и траншей. К рассвету укрепления осаждавших Псков были пусты.

Так как же историческая правда вяжется с картиной Матейко? Очень просто. История должна нравиться полякам, а если нет, то тем хуже для истории. Она у нас разная с поляками с V века нашей эры, когда польский (!) князь Кий из династии князя Леха основал город Киев.

Фото 02.jpg

Спору нет, Карл Брюллов на своей картине несколько идеализировал русских. Но такая степень идеализации свойственна всем художникам-баталистам, начиная с барельефов Древнего Египта и Ассирии. Но представьте себе русского художника, написавшего картину «Александр I под Аустерлицем» или «Адмирал Рожественский в Цусиме», где перед царем стоял бы на коленях плачущий Наполеон, а перед Рожественским бил поклоны адмирал Того!

У нас такой художник стал бы героем многочисленных анекдотов и шуток. А картина Матейко, и поныне экспонируется в Национальном музее в Варшаве. Именно по ней юные поляки изучают историю русско-польских отношений.

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист