Наверх

08.07.2015

«Я писал о Беларуси, призывая к борьбе за лучшее будущее»

7 июля исполнилось 133 года со дня рождения величайшего белорусского поэта Ивана Луцевича, который вошел в историю советской и мировой литературы под псевдонимом Янка Купала.

На его стихи до сих пор пишут музыку, его пьесы популярны, как и сотню лет назад, многочисленные его поэмы по-прежнему актуальны: призывающие к силе духа, торжеству добра и справедливости.

Судьба его предков была непростой: могущественные Радзивиллы отняли у них землю (про это будет написана поэтом драма «Раскиданное гнездо»), и те провели бОльшую часть жизни в тяжелой работе.

Даже литературная работа Купалы, взявшего псевдоним в честь праздника, канун которого стал днем его рождения, не один раз прерывалась на месяцы и даже годы, но все равно Янка смог оставить после себя великое наследие, которым мы восхищаемся и сегодня.

«Жалейка»

Родом из некогда зажиточной семьи, переживающей не самые простые времена, Луцевич вынужден был, несмотря на юношескую тягу к прекрасному, полученную вкупе с отличным воспитанием, часто и помногу трудиться в поле. Сначала помогать отцу, а потом и просто зарабатывать на хлеб.

Первые стихотворения Купала пишет в 1902 году на польском языке. Однако постепенное погружение в белорусскую культуру наталкивает его на мысль, что только родной язык может в достаточной степени выразить и передать его идеи. Наиболее раннее из его творений на белорусском языке – стихотворение «Мая доля», в котором отражены тяжелые условия жизни и самого поэта, и многих его земляков:

Чаму ж, доля, ты цяжкая,
Тут мне шчасця не даеш?
Чаму ж, горкая такая,
Смерць мне лепей не пашлеш?

В 1905 году увидело свет еще одно важное произведение Купалы в малой форме – «Мужык». В нем герой Купалы впервые не просто констатирует свою участь, но и выказывает стремление к борьбе. Оно достигает апогея в опубликованном еще через два года стихотворении «А хто там ідзе», которое многие годы будет считаться неофициальным гимном всех белорусов.

Оно же – краеугольный камень первого купаловского сборника стихов – «Жалейка», который увидит свет в 1908 году и сразу причислит 26-летнего поэта к числу ярких талантов. Тираж сборника даже арестуют, сочтя антигосударственным, но это только добавит уважения Купале. Во время написания этого сборника Луцевич вынужден работать в винокуренном цехе, но зато уж после сможет посвятить себя образованию и дальнейшей огранке своего таланта. Поэт переезжает в Вильно, где становится редактором первой белорусской газеты «Наша Нива» - в ней он публиковался в предыдущие несколько лет.

...Переезд в Вильно для Купалы – время больших перемен. И дело не только в первых поэтических успехах. Купала постигает большие формы, поэмы и пьесы. Параллельно он переводит на белорусский Крылова, Некрасова, Шевченко и даже «Слово о полку Игореве»!

Пока Луцевич строил карьеру в редакции «Нашей Нивы», он познакомился с будущей
женой Владиславой Станкевич, и там же – с ее ближайшей подругой, юной актрисой Павлиной Мядзёлкой. Через несколько лет, уже в Петербурге, поэт посвятит ей первую свою пьесу, и даже героиню назовет в ее честь, и саму пьесу тоже – «Павлинка».

Янка Купала с женой Владиславой Станкевич

Янка Купала с женой Владиславой Станкевич



Поэт-строитель

История успешного писателя и драматурга впервые обрывается для Купалы в 1916-ом. Молодого поэта призывают в армию: по всей Европе грохочет Первая Мировая. На тот момент – он не только уважаемый редактор и публицист, а еще и студент Московского городского народного университета.

В следующие полтора года Купала не напишет ни одной строчки. В боях он не участвовал, зато отработал два года в дорожно-строительных отрядах, после чего судьба забросила его в Смоленск. Начиналась Октябрьская революция…

В этот момент в поэте играют патриотические нотки, которые потом ему припомнят не раз. Купала, возвращаясь к работе, пишет своеобразный манифест, в котором предлагает пути решения основных проблем Беларуси:

 «Только идея Беларуского государства, в котором беларуский народ был бы хозяином, способна крепко связать обе религиозные группы – католиков и православных, так как и одним, и другим государственная независимость Отчизны дает больше свободы и счастья».

Купала очень переживает за соотечественников, которые оказались в самой гуще революционного движения. Но даже он – неисправимый человеколюб – понимает необходимость перемен. И это находит отражение в его стихах:

У беларускім вольным  краі,
З ярэмнай збрыўшы стараны,
Царыць чужынец, а ў паслугах
Хто?
 – Беларускія сыны!

****

«Писал же я 25 лет о Белоруссии не помещицкой, не кулацкой, а о трудовой, батрацкой, призывая к борьбе за лучшее будущее, за освобождение из-под ига капитализма и царизма», - публично заявил Купала уже много позже, в 30-х.

Он переносил периоды давления сверху, хотя даже в период нестабильности поэту дали звание Народного, его книги все так же публиковались значительными по меркам того времени тиражами, его включали в число участников заграничных командировок на литературные съезды, а в 1939 году ему вручат орден Ленина и личную машину ГАЗ М-1. Ее потом заберут на нужды фронта, но совсем скоро подарят на замену «Шевроле». Как раз на нем поэт с женой спасется из горящего Минска в 1941-ом и тогда же ему пожалуют Сталинскую премию.

…. В совсем ранней молодости он написал стихотворение «Моя вера», которое во многом стало пророческим. Вся его жизнь превратилась в борьбу: за себя, свой народ, свое творчество. С его стихами на устах шли в бой белорусы двух Мировых войн. И в этой борьбе никто не смог его одолеть.

Ни за какую плату, меру
Не дам сломить себя в борьбе...
В народ и край свой только верю
И верю собственной судьбе.