Художники Беларуси: патриоты и граждане мира
Бакст, Шагал, Сутин – мастера кисти, имена которых навсегда вписаны в историю
Художники Беларуси: патриоты и граждане мира
Бакст, Шагал, Сутин – мастера кисти, имена которых навсегда вписаны в историю.
Говорят, что по числу знаменитостей на душу населения небольшая Беларусь опережает некоторые крупные мировые державы. Не удивиться целой плеяде выдающихся деятелей культуры, когда-то родившихся в окрестностях Минска, Витебска или Гродно, действительно сложно. При этом время от времени современным ценителям искусства открываются всё новые громкие белорусские имена.
Не так давно в Национальном художественном музее Беларуси начала свою работу выставка «Время и творчество Льва Бакста», которая обещает стать одним из самых обсуждаемых событий текущего Года культуры. Делая главный акцент на экспозиции полотен этого мастера (всего 300 работ), выставка попутно знакомит нас с целым пластом удивительно разнообразного творческого наследия его современников и соратников. Многие из них хоть и добились успеха вдали от родины, но на всю жизнь сохранили память о земле своего детства. Расскажем о некоторых из «белорусских парижан», имена которых навсегда вписаны в историю мировой культуры.
ЛЕВ (ЛЕОН) БАКСТ: ЗАКОНОДАТЕЛЬ МОДЫ
В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения этого выдающегося мастера. Бакст – это псевдоним, сокращенное от Бакстер, девичьей фамилии бабушки. Так уроженец Гродно Лев Розенберг назвался во время своей самой первой выставки в 1889 году. Выходец из еврейской семьи, он вольнослушателем посещал Академию художеств в Санкт-Петербурге, учился акварели у Альберта Бенуа, брал частные уроки у мастеров во Франции… В результате, выработав свой собственный стиль, стал одним из самых дорогих художников начала ХХ века. Цены на его картины превышали стоимость полотен Матисса и Пикассо.
Мировое признание он получил, будучи декоратором «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Бакст считается настоящим революционером в сценографии, он смог привлечь внимание зрителей к художественному оформлению постановки, к декорациям и костюмам артистов. Именно по его эскизам был создан знаменитый костюм «умирающий лебедь» для Анны Павловой. Самые известные дома моды заказывали ему модели одежды, американские промышленники – дизайн и роспись тканей, под брендом «Бакст» проводились балы, выпускались мебель и посуда.
К сожалению, к настоящему времени музея, посвященного Баксту, в Беларуси нет, и, быть может, нынешняя выставка станет первым шагом на пути возвращения художника к исторической родине.
МАРК ШАГАЛ: ЛИДЕР МИРОВОГО АВАНГАРДА
За право причислять этого художника к «своим» спорят три народа – русский, белорусский и французский. Марк Шагал, урожденный Мойша Хацкелевич, старший сын мелкого торговца из Витебска, великий художник-авангардист. Творчество Шагала, в картинах которого присутствуют и яркие массивные букеты, и меланхоличные клоуны, и парящие в облаках влюбленные, и библейские пророки, и мифические животные, стало знаковым этапом в развитии мирового художественного искусства. Витебское детство было для мастера одной из главных тем творчества на протяжении всей жизни, а жизнь Марк Шагал прожил долгую, почти целый век. Свою любовь художник тоже встретил на белорусской земле – в Витебске он познакомился с будущей женой Беллой Розенфельд. Она стала его музой на все последующие годы, и именно ее черты мы сегодня видим в лицах изображенных на полотнах мастера женщин. Шагал на сорок с лишним лет пережил Беллу (она скончалась от сепсиса), но до самой смерти отказывался говорить о ней как об умершей.
Сейчас на родине художника в Витебске работает дом-музей, в нем регулярно проводятся выставки работ мастера и научные конференции.
ХАИМ СУТИН: ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К СЛАВЕ
Сутин родился в местечке Смиловичи, что под Минском. Чтобы реализовать свои детские мечты и тягу к рисованию, сыну бедного портного пришлось пробиваться сквозь слезы и кровь. Дабы отучить отпрыска от недостойного с точки зрения религиозных евреев занятия, родители закрывали его в темном чулане, а иногда и поколачивали. А за изображение местного раввина племянник того избил Хаима до полусмерти.
Биографы художника считают, что эти обстоятельства во многом и сформировали творческую личность и манеру письма Сутина. Ломаный стиль, экспрессия, яркие краски, сдвинутое пространство, мёртвая натура… Именно изображения огромных туш быков принесли художнику признание. Хаим Сутин стал одним из самых самобытных учеников Парижской школы, куда он всё-таки добрался вопреки всем препятствиям. Сегодня цена на полотна художника на аукционах достигает семизначных цифр в долларах.
Долгое время на родине мастера в Беларуси не было ни одной его картины, первая была приобретена только в 2012 году. Сейчас в Смиловичах, в доме детского творчества работает музей «Прастора Хаима Суцина», всех посетителей которого угощают кофе в специальных чашечках с «сутинской» монограммой.
НАДЕЖДА ХОДАСЕВИЧ-ЛЕЖЕ: МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
Уроженка белорусской деревни в Витебской губернии Надежда Ходасевич стала известной французской художницей, музой знаменитого живописца и скульптора Фернана Леже. Рисовать и жить в Париже она хотела с самого детства, что в ее родном захолустье воспринималось как вид сумасшествия. Однажды даже предприняла попытку пуститься в бега. Соседи советовали родным: «Надо изгонять бесов», - и в дом Ходасевичей даже приглашали знахарку, но мечты о Париже истребить все равно не удалось.
В 15 лет Надя стала самой юной слушательницей художественных курсов в Смоленске. Во время учебы нашла статью, благодаря которой заочно познакомилась со своим кумиром и будущим мужем Фернаном Леже. Потом было первое замужество, переезд в Варшаву, наконец – академия в Париже. И вот Леже, с которым наконец довелось встретиться вживую, считает её одной из своих самых талантливых учениц, сам Пикассо прислушивается к её советам, но тут в жизнь свои коррективы вносит начавшаяся Вторая мировая война. Впрочем, Надежде нет ещё и сорока, она полна сил, её не страшат невзгоды и трудности. Она отказывается ехать в эмиграцию в Америку вслед за учителем и становится активным участником французского Сопротивления…
«Выйти замуж за труд» - так она окрестила свое бракосочетание с овдовевшим Леже – ей довелось, когда тому исполнилось 70 лет. По воспоминаниям друзей, он признавался, что впервые испытывал к женщине настоящую любовь. После смерти мужа Надежда Ходасевич-Леже занималась популяризацией его творческого наследия, организовывая выставки по всему миру. Частым гостем она была и в Советском Союзе, а как-то отправила в СССР в дар целый вагон собственных мозаичных панно. Часть из этих работ были установлены в сквере у ДК «Мир» в Дубне Московской области.
Полина Русак