Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

10.03.2016

Юрий Тарич: от ссыльного студента до отца белорусского кино

Один из самых значимых советских режиссеров первой половины XX века сменил за годы жизни десятки городов, но самое дорогое, что у него было – талант – посвятил родной Беларуси (часть 2).

В главных ролях – политическая элита

Пока «Крылья холопа» собирали восторженные отзывы кинокритиков, Юрий Тарич был уже поглощен совершенно другими делами. В столице было принято решение развивать кино в союзных республиках. В Беларуси за основу для первой картины решено было взять повесть Михася Чарота «Свинопас». Через приключения главного героя – Гришки – автор рассказывает о полной приключений и опасностей жизни партизан-белорусов в годы гражданской войны. Неудивительно, что ставить картину доверили «своему» - уроженцу Полоцка Юрию Таричу. Тот дает фильму название «Лесная быль». Съемки и монтаж заканчивают к 1926 году.

«Уже первые работы Юрия Викторовича отличали добросовестность в отношении к профессии и тщательность работы. И в каждом кадре был виден его личный актерский опыт. В эпоху актеров, не умевших избавиться от театральных штампов, Юрий Викторович показал поразительную проницательность», - вспоминал известный советский актер довоенной поры Николай Прозоровский.

Съемочная группа фильма "Лесная быль"


Это в полной мере относится и к «Лесной были». Зрители оценили усилия режиссера. Картина шла на «ура». Жители союзной республики удивлены тому, как выразительно режиссер воссоздал на экране подлинно белорусскую атмосферу: леса, реки, дома крестьян, городские улицы. И будто поперек всего этого – настоящие, живые лица крестьян, такие родные и такие узнаваемые. В этом фильме Тарич воплотил в жизнь один из редких для той поры приемов – короткий динамичный монтаж, который пришелся очень к лицу приключенческой картине.

А важные роли в ней исполнили – невиданное дело – высшие руководители Белорусской ССР тех лет: Иосиф Адамович (председатель Совета народных комиссаров БССР), Александр Червяков (предшественник Адамовича на высоком посту, а после – глава ЦИК республики) и Вильгельм Кнорин (заведующий агитпропом ЦК ВКП(б), а после – секретарь ЦК КП(б) Беларуси).


13 лет в белорусском кино

Тему революции и народного сопротивления Юрий Тарич продолжает в следующем своем большом фильме – «До завтра». В нем, как и еще в нескольких картинах режиссера, воспеваются идеалы революции, мужество ее героев, важность борьбы народа за собственное счастье. «До завтра» - еще одна важная веха 20-х и в белорусском кино, и на творческом пути Юрия Тарича. Для него не существует никаких преград в профессии. Каждая новая работа – эксперимент, вызов. И каждая – шедевр. Все лучше и лучше режиссер постигает свое ремесло, все более насыщенными становятся метафоры, все отчетливее видна жизнь белорусского народа на самых разных этапах XX века.

Фильмы Тарича заставляют зрителя думать и навязывают не мнение режиссера, а необходимость это мнение иметь. Вышедшая на экраны «Капитанская дочка» - эпохальный перефраз творения Пушкина, смелый, а потому вызвавший бурю восторженных откликов и, вместе с тем, бурю критики.

Звезда 20-х Мстислав Котельников сыграл и в "Лесной были", и в "Капитанской дочке"


«Я был оглушен, - признавался сам Тарич в автобиографии, - и надолго закаялся ставить исторические фильмы».

Больше десятка художественных и документальных фильмов он успевает снять до 1939 года, когда покидает киностудию «Советская Беларусь». Самые известные из них – «Ненависть», «Беглецы», «Высота 88,5», «Путь корабля» - на долгие годы определили облик местного кинематографа.

Автор первого монгольского фильма

Перед Великой Отечественной войной Тарич работает в Москве над экранизацией пьесы Бертольда Брехта «Страх и отчаяние в Третьей Империи». Он в последний раз снимает в своей картине жену Ивана Пырьева Аду Войцик, которая появлялась у него в «Булат-Батыре», «Своих и чужих» и в «Ненависти». Но фильм, получивший название «Убийцы выходят на дорогу», по разным причинам окажется на полке и выйдет в свет только в 1942 году.

В тот момент Юрий Тарич готовится принять очередной вызов. По приглашению правительства Монгольской Народной Республики он отправляется в неблизкий путь, чтобы стать художественным руководителем «Монголкино» и поставить себя у истоков этого вида искусства еще в одной стране. Это решение не случайно и не удивительно: на протяжении многих лет режиссер считал себя поклонником монгольской культуры.

За три проведенных в этой стране года Юрий Тарич снимает лишь один большой фильм – двухсерийную историческую драму о событиях XVII века «Цогто-тайджи». Ему помогают два местных режиссера, а сам Тарич успевает сделать еще и укороченный вариант для советского проката. В СССР картина получает название «Степные витязи». Относительно невысокая продуктивность объясняется просто: параллельно Тарич решает множество административных вопросов, обучает искусству режиссуры молодых монгольских последователей, работает в жанре документалистики.


***

Послевоенная жизнь Тарича также изобиловала поворотами, пусть и не такими крутыми. Он больше не снимает сам, но охотно делится знаниями. Работает в «Союздетфильме», потом возвращается в «Белорусьфильм», а в последние годы трудится на Московской студии научно-популярных фильмов. Последняя его работа – новелла «Комстрой» в белорусском киноальманахе «Рассказы о юности». Тарич становится художественным руководителем глубоко символичного проекта: его авторы – сплошь молодые белорусские режиссеры. Передача эстафетной палочки от мэтра ученикам…

Юрий Тарич умер в Москве 21 февраля 1967 года. Участник трех войн и трех революций не только стал свидетелем поистине исторических событий в жизни своей страны. Он и сам смог стать значимой вехой на пути многих знавших его людей. И сотен тысяч зрителей, знавших его кинокартины.

Вениамин Лыков