Фото: Список Юровичской иконы Божией Матери «Милосердная», сделанный еще в середине XVIII века и обретенный в 2006 году
В нынешнем году исполнилось ровно 10 лет с того дня, когда совершенно случайно в Юровичах, в подвале разрушенного при Хрущеве монастыря, был обретен почерневший от времени древний образ Богоматери Юровичской, которая почти 350 лет была небесной покровительницей всего Мозырского Полесья. А 13 сентября 2006 года, после экспертных и реставрационных работ, икона Крестным ходом из Мозыря была доставлена в Юровичский Рождествено-Богородицкий монастырь, который ныне восстанавливается из руин.
«ПОШЛИ НАМ, БОГОРОДИЦА, ДОБРОГО БАРИНА!»
Чудотворная икона Божией матери Юровичская «Милосердная» издавна любима жителями всего Мозырского Полесья как заступница в несчастьях и покровительница в житейских трудностях. В селе Юровичи и окрестностях по сей день ходит удивительная и красивая легенда из местной жизни (опирающаяся, впрочем, на юридические акты и исторические факты).
Примерно к началу 1860-х годов в близлежащей деревне умер старый, добрый барин, и хозяйничать сюда прибыл из Петербурга его сын – молодой хлыщ, гуляка и азартный игрок. У этого отставного гусара были вполне характерные для тех времен понятия о чести и достоинстве: вот, например, карточный долг – это святое, его надо либо отдавать, либо пускать себе пулю в лоб. А то, что выколачивание последней гости зерна из своих крестьян (ради отдачи этого самого карточного долга) обрекает на голодную смерть десятки ни в чем не повинных, зависимых от тебя людей – так это ничего, это все по закону…
В общем, довел молодой барин своих крепостных до последней стадии отчаяния: осень, а хлеба нет не только на посевную, но и на предстоящую зиму. Да что зиму! На завтрашний день нет еды. Весь урожай ушел в оплату карточных долгов барина.
Собрали крестьяне последние копеечки и поли пешком в Юровичи, к Милосердной Заступнице, Юровичской иконе Божьей Матери. Вскладчину купили большую свечу и зажгли ее перед образом Царицы Небесной, и все молились, пока горела свеча.
А в это самое время их беспутный барин был в гостях у соседа – помещика разумного, верующего и порядочного. Помещик этот, по заповеди Церкви, отродясь не брал в руки карт, а тут вдруг какой-то властный голос стал ему диктовать: сыграй! Садись и играй со своим гостем!
И после нескольких раздач колоды обнищавшая деревня с пашнями, лесами и земледельцами перешла в собственность хозяйственного и доброго к своим крестьянам помещика. А барин-кутила вернулся в Петербург на военную службу. Каждому – свое, и неисповедимыми путями творится правда и справедливость.
Возможно, именно с тех пор, а, может быть, и раньше, Юровичская икона Божией Матери «Милосердная» стала непреложно почитаться как святыня, молитва перед которой помогает пережить тяжелые времена: неурожаи, оккупацию, личные жизненные невзгоды. Перед этой иконой паломники со всего христианского мира (и православного, и католического) молятся в случае потери работы (дохода), долговой кабалы, утраты средств к существованию – то есть, когда человек просто не знает, на что он будет жить завтра. Католики, конечно же, предпочитают ездить на поклон Милосердной Юровичской иконе в Краков, где она с конца XIX века пребывает в костеле святой Барбары (Варвары). Там, в Польше – подлинник чудотворного образа, оказавшийся за пределами Беларуси в результате откровенного хищения, лицемерно прикрываемого «заботой о сохранении святыни». Но об этом – в свое время.
А православные верующие из Беларуси, России и Украины, чтобы вознести свои ходатайства к Царице Небесной перед ее Милосердным образом, стекаются, как и три с половиной века назад, в мужской Рождествено-Богородицкий монастырь села Юровичи, что на Гомельщине. Удобно расположено древнее село для паломников из братских восточно-славянских народов – почти на стыке границ трех государств.
И РЕЛИКВИЯ, И ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
Юровичская икона, исполненная в церковно-художественном стиле «Богоматерь Одигитрия», по заключению экспертной комиссии искусствоведов, была написана в начале XVII века в Белоруссии, а не в Польше: в оформлении образа отчетливо заметно влияние отнюдь не католической, а православной иконописной традиции.
Почему же изначально этот образ считался святыней иезуитского (католического) ордена?
Причудлива история Юровичской иконы. Впервые она упоминается в исторических хрониках в 1630 году – образ тогда стал принадлежать знаменитому польскому военачальнику, коронному гетману Украины Станиславу Конецпольскому. Надо сказать, что 30-е годы XVII века выдались в тех краях неспокойными: то и дело вспыхивали восстания казаков Запорожской сечи. Именно к этому периоду времени, как считают многие историки и литературоведы, относится действие повести Николая Гоголя «Тарас Бульба», где гениальный автор, в целом симпатизируя казакам, тем не менее довольно откровенно и объективно описал разнузданный и почти бандитский нрав запорожцев, их ничем не оправданную жестокость по отношению к полякам, литовцам и белорусам-католикам (доставалось, впрочем, под пьяную руку и православным – кто там разбирать будет?).
В 1635 году запылали панские усадьбы, костелы и католические монастыри – запорожцы применяли тактику «выжженной земли». Впрочем, обо всем этом красочно и даже натуралистично рассказано в «Тарасе Бульбе». Даже диву даешься, как можно показывать таких нелюдей (да и самого Тараса) в качестве положительного примера для школьников…
Станислав Конецпольский, заботясь о своих семейных сокровищах, передал их на хранение монахам-иезуитам во Львове. И вот один из монахов, распаковывая прибывшие во Львов вещи гетмана, был поражен красотой дивного образа Богородицы. С разрешения начальства он поместил икону в своей келье. А в 1661 году икону увидел молодой католический подвижник Мартин Тырновский и, узнав, чья она, поехал, недолго думая, к внуку умершего Станислава Конецпольского – Флориану. Слово за слово, и Мартин просто-напросто выпросил у законного владельца и наследника полюбившуюся икону. Вернулся во Львов, предъявил монастырскому начальству иезуитов письмо Флориана Конецпольского и забрал икону себе.
Оригинальная чудотворная икона Божией матери Юровичская «Милосердная»
Весной 1673 года отец Мартин ехал по делам инспекции в Мозырь, но город стоял в руинах – на сей раз, скорее всего, после набега крымских татар. И миссионер решил остановиться в красивом и богатом селе Юровичи. Икона Богородицы, выпрошенная у Конецпольского, была, как всегда, при нем. Закончив дела, отец Мартин засобирался в дальнейший свой путь, но «кони заупрямились», как пишет могилевский летописец (довольно распространенное в старинных документах описание явления миру чудотворной иконы).
Проповедник о.Мартин понял, что икона желает остаться в Юровичах, на белорусской, полесской земле. Местные жители и мозырская шляхта охотно помогли Тырновскому построить деревянный храм, куда и поместили благолепную икону. А уже в 1680 году руководство ордена иезуитов приняло решение основать в Юровичах свою миссию и монастырь.
Это решение во многом основывалось на тех явных чудесах, которыми к тому времени уже успела прославиться Юровичская икона Божией Матери. Еще в самом начале своего пребывания в Юровичах, в 1673 году, от новопостроенной специально для этой иконы часовни вдруг стали исходить лучи, похожие на стрелы – все они направлены были на юг. Происходило это невиданное явление тихой и звездной ночью, ближе к утру.
А в это самое время польско-белорусско-украинская армия под Хотинским замком сошлась в битве с превосходящими силами турецкого султана. Во всех храмах Речи Посполитой люди всех христианских конфессий молились о даровании победы воинству Христову. И султан был разбит, что положило конец турецкому игу над Волынью и Подолией.
Конечно, слава о чудесном видении огненных стрел над Юровичской часовней разнеслась по окрестностям. Поклониться новоявленному чудотворному образу валом валили паломники – и вельможные паны, и горожане, и крестьяне. Как отметил монастырский летописец, «…временами было тяжело отличить обычный день от праздничного – так много было народу у святыни».
Шли годы, монастырь креп и богател. В 1755 году в Несвиже при финансировании крупнейшего помещика Мозырщины Богуслава Аскерки в типографии князей Радзивиллов вышла книга о чудесах Юровичской иконы: «Источник милостей Девы Марии с Юровичских гор».
НЕ ТЕХ БОЯЛИСЬ…
Но вот ближе к концу XIX века правительство Российской Империи решило покончить с католическим влиянием в этих краях. Костелы повсеместно переделывались в православные храмы. И в 1865 году последний юровичский ксендз Гуго Годзецкий, предвидя скорое закрытие своего костела, заказал талантливой художнице Ядвиге Кеневич изготовить точную копию Юровичской иконы «Милосердная». Ксендз тайно заменил оригинал копией. Настоящую же чудотворную икону, первообраз, он передал на сохранение своей прихожанке Габриэле Горват, которая два десятилетия тайно хранила святыню у себя, а незадолго до своей кончины в мае 1885 года поехала в Краков и передала чудотворный образ в местный иезуитский коллегиум. В настоящее время, как уже говорилось, оригинал чудотворного образа Божией Матери Юровичской находится в костеле св. Барбары в Кракове.
Конечно же, ксендз Гуго Годзецкий лукавил, когда предрекал гибель католических святынь, в частности – Юровичской иконы – от рук православных. Православные власти Российской Империи никогда не издевались над христианскими реликвиями – будь они хоть католическими, хоть лютеранскими. И это доказывает личное распоряжение генерал-губернатора всех белорусских губерний М.Н.Муравьева, касающееся судьбы Юровичской «Милосердной» иконы (тогда еще неизвестно было о подмене): «Принимая во внимание то обстоятельство, что икона, которая издревле почитается в этих краях, которой приходят поклониться как православные, так и католики, - как принадлежность церкви должна оставаться в оной». То есть Муравьев распорядился оставить Юровичскую икону на прежнем месте – в главном храме Рождествено-Богородицкого монастыря.
Юровичский бывший иезуитский монастырь был в 1865 году освящен по православному обряду и стал именоваться по-прежнему, как и при католиках, в честь Рождества Богородицы.
Изготовленный Ядвигой Кеневич список чудотворной иконы находился в Юровичской обители с 1865 по 1930 год, после этого он хранился некоторое время в одном из гомельских музеев. А ныне эта икона (также чудотворная, ибо, согласно христианским канонам, на нее перешла благодать первообраза) находится в главном алтаре мозырского храма Михаила Архангела.
…Самые тяжкие времена пережил Юровичский Рождествено-Богородицкий монастырь: нашествия запорожцев и Наполеона, Первую Мировую и гражданскую войны, немецко-фашистскую оккупацию… Цел и невредим стоял этот уникальный храмовый комплекс, шедевр архитектуры начала XVIII века. Стоял, пока «кто-то» не внушил Никите Хрущеву, что чем больший урон он нанесет Православной Церкви, тем выше будут успехи СССР в освоении космоса (дескать, одно с другим – несовместимо).
И прекрасный Юровичский монастырь новоявленные варвары превратили в руины.
Н-да, не тех святотатцев опасался когда-то ксендз Гуго Годзецкий…
Но чудеса не кончаются со сменой властей. Долгие годы считалось, что белорусы и паломники из других краев могут молиться в Юровичах только перед так называемыми «новоделами», что древних списков «Милосердной» не сохранилось в Белой Руси…
И вот – чудо: старинный список Юровичской иконы Божией Матери «Милосердная», сделанный еще в середине XVIII века, был нежданно-негаданно обретен десять лет назад, в 2006 году, в самом монастыре Рождества Богородицы. И 13 сентября в честь этой чудотворной иконы состоится ежегодный крестный ход из Мозыря в Юровичскую мужскую обитель.
Александр АННИН