Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

01.12.2016

Виктор Драгунский: он живой и светится

Некоторые факты из биографии советского писателя - выходца из Беларуси.

1 декабря исполняется 103 года со дня рождения известного советского писателя, произведения которого до сих пор с неизменным удовольствием и интересом читают и взрослые, и дети. И сегодня на книжной полке в любой семье найдешь веселый сборник «Денискины рассказы», составляющий золотой фонд отечественной детской литературы. «Он живой и светится…» - называется одна из его миниатюр. Современники Драгунского вспоминали, что этими словами как нельзя лучше можно было охарактеризовать и самого автора – открытого, доброго и обаятельного человека.

Вот некоторые факты из его биографии.

Досадная запись в метрике

«Я родился довольно давно и довольно далеко, можно сказать даже, в другой части света» - писал о себе, проживая в Москве в пору расцвета своего таланта, Драгунский. И это была совершеннейшая правда: местом рождения Виктора Юзефовича был Нью-Йорк, куда из Беларуси в 1913 году в поисках лучшей доли переехали его родители - молодожены Юзеф (Юда) Фалькович Перцовский и Рита Лейбовна Драгунская.

С ними в эмиграцию отправился и Ритин отец – преподаватель русского языка с партийной принадлежностью к социал-демократам. Там он после удаления зуба умер от заражения крови – нелепая смерть… Молодые с маленьким ребенком на руках остались одни. Денег нет, молока у Риты нет и надежды на Юзика – тоже… Новорожденного, как гласит семейная легенда, кормили толчеными бананами. Не прижившись в Америке, в самый канун Первой мировой войны семья вернулась в Гомель.

Отец будущего писателя умер от тифа в 1918-ом. По другим данным, он погиб при невыясненных обстоятельствах, когда из-за ревности, решив попугать, пальнул своей жене в ногу из нагана. После чего главный Ритин ухажер, ревком города Гомеля по фамилии Войцехович, имел полное формальное право его арестовать и поставить к стенке… Как бы там ни было, но красный комиссар вскоре действительно женился на овдовевшей Рите. Этим, видимо, и объясняется тот факт, что Виктор носил фамилию матери. Она славилась красотой и дожила до преклонных лет, трижды выходила замуж. Ведь первого отчима Виктора очень скоро тоже не стало: его убили то ли друзья Юзика, то ли какие-то бандиты. Тем не менее, о Войцеховиче Драгунский сохранил очень теплые воспоминания, он даже на склоне лет мечтал написать биографическую книгу «Мальчик с настоящей саблей» о том, как они с ним ездили по селам «беляков стрелять».

В 1922 году у будущего писателя появился другой отчим – актер водевильного еврейского театра Менахем-Мендл Рубин, оказавший большое влияние на становление личности Виктора Драгунского. Будучи сам довольно успешным артистом, он использовал пасынка в театральных представлениях, что позволило Виктору быстро освоить декламацию и конферанс, научиться бить чечётку. Помогли врождённый артистизм, тонкое чувство юмора, отличная память…

Изрядно поколесив с Рубиным по юго-западу России, семья с 1925 года обосновалась в Москве. Организовав там свою труппу, глава семейства однажды отправился на гастроли в Америку, да больше оттуда и не вернулся. Нью-Йорк, таким образом, стал городом, забравшим у Риты Львовны отца и третьего мужа, но подарившим ей её первенца. Соответствующая запись в метрике осталась и доставила потом Виктору Драгунскому немало неприятностей, в один далеко не прекрасный момент хотели даже выслать из Москвы, но помогло заступничество Василия Сталина...

Человек-оркестр  

После того, как семья снова потеряла кормильца, в самом начале 30-х заботы по поиску средств легли на плечи старшего сына. В течение нескольких последующих лет Виктору пришлось перепробовать множество профессий: он поступил рабочим на завод, учился ремеслу шорника, был лодочником… Как-то ему на глаза попалось объявление о наборе курса в Литературно-театральные мастерские Алексея Дикого. Он без труда поступает на эти курсы – уроки Рубина даром не прошли. Спустя четыре года из стен учебного заведения выходит талантливый артист, которого вскоре принимают в состав труппы Театра сатиры. Параллельно актерской деятельности Виктор Драгунский пробует писать фельетоны и юмористические рассказы, первые из которых были напечатаны в 1940 году.

Искрометный, открытый, отзывчивый, он всегда окружен друзьями, которые в нем не чают души… Свои коррективы в мирные планы вносит начавшаяся Великая Отечественная война. Народный артист РСФСР Николай Рыкунин вспоминал, как в 41-ом году Виктор Драгунский, не попавший на фронт из-за астмы, ушёл в ополчение. Как голодный, измученный и оборванный, он вернулся из ополчения прямо в театр, как позже они выезжали в воинские части, давали концерты в госпиталях, гастролировали по Сибири и Дальнему Востоку…

И вдруг – неожиданный поворот. В 1944-ом Драгунский бросает театр и уходит в цирк работать рыжим клоуном на манеже. И снова выезды на передовую, выступления по ночам, под открытым небом. «У него была удивительная, кошачья пластика, - рассказывала впоследствии в одном из интервью Наталья Дурова, бывшая в то время ребенком. – Он спасал нас, детей, от напраслины и окрика. Он умел снять напряжение и внести какое-то равновесие. Я его обожала…»

Не с того ли самого момента ему стали подвластны все хитрые секреты доброго смеха? Не тогда ли Драгунский осознал, что главная награда для него – это звук аплодирующих детских ладошек и озорные искорки в глазах мальчишек и девчонок?..

«Синяя птичка», «Крокодил» и мальчик Дениска

Прежде чем стать писателем, Драгунский прошел через многие искушения театрального и циркового искусства. В 1945 году назначенный художественным руководителем во вновь созданный Театр-студию киноактера Дикий пригласил туда и Драгунского. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у Ромма в фильме «Русский вопрос», Драгунский, тем не менее, искал новое поприще, отлично понимая, что в театре с его огромной труппой, с именитыми звездами, молодым и не очень известным артистам не приходится рассчитывать на постоянную занятость. И тогда Драгунский создает «Синюю птичку» - нечто вроде «театра в театре», в которой шутили, пели, танцевали, пародировали известных артистов и писателей. Для концертных программ «Птички» Драгунский сам придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, клоунады. А какие артисты здесь играли! Борис Тенин, Евгений Весник, Сергей Мартинсон, Борис Сичкин, Лидия Сухаревская, Ролан Быков, Юрий Яковлев… В соавторстве с поэтессой Людмилой Давидович Драгунский сочинил несколько песен, например, «Три вальса», пополнившие репертуар Клавдии Шульженко, которые, став популярными, ещё долго звучали с эстрады.

А у самой «Синей птички» успех был просто ошеломляющий: толпы поклонников осаждали Дом актера ВТО, где она нашла свое пристанище. Коллектив, где совершенно открыто высмеивались некоторые изъяны сталинской и послесталинской эпохи, где авторами были известные сатирики из журнала «Крокодил», каким-то образом умудрился просуществовать десять лет – с 1948 по 1958-й. Но мало-помалу писательский труд, требовавший всё больше времени и сил, всё большей отдачи, оттеснял ансамбль на второй план. В это время Драгунский много работал для «Крокодила», часто бывал в редакции… И как-то его спросили: «Виктор, а как же «Синяя птичка»? – «С этим делом всё, - последовал ответ. – «Крокодил» проглотил «птичку»…

Драгунский стал единолично выступать на эстраде. Он читал им самим написанные рассказы о детях. Как он начал писать? Да очень просто: однажды приехал на дачу и заперся там на неделю. В итоге появилось пять или шесть первых рассказов, где главный герой – мальчик Дениска, от лица которого Драгунский и выступал перед зрителями с разными смешными историями. Многие со смеху покатывались, но количество мест даже в самом большом зале всё равно ограничено, и тогда Виктор Драгунский решает издать всё написанное книжкой. Так в 1959 году появился новый детский писатель, хотя Драгунский писал не только для детей и не только смешил своим творчеством.

В 1963 году он выпустил книгу «Он упал на траву» - о первых тяжелейших днях Великой Отечественной. «Волшебная сила искусства» - это не только рассказ, но, как оказалось, готовый сценарий для кинофильма хоть и с сатирическим, но немного грустным драматургическим сюжетом. Не изданные при жизни писателя «Старухи», высоко оцененные самим Твардовским. И также экранизированная, причем дважды, трагичная повесть о циркачах «Сегодня и ежедневно»…

Писательству он посвятил всего 12 лет из своей недолгой 59-летней жизни. И, бесспорно, триумфальное вхождение в литературу ему обеспечили те первые «Денискины рассказы» - своеобразный отклик человека большой, неугомонной души на подрастающего собственного сына, рождение которого стало источником вдохновения для Драгунского. Семью свою Виктор Юзефович обожал – жену Аллу Васильевну, сына Дениса, долгожданную кроху-дочку… Он был счастлив в жизни, и потому в той книге ему даже не пришлось ничего особенно фантазировать.

И хотя много лет назад режиссером Алексеем Диким Драгунскому было сделано предупреждение: «Не писал бы ты ничего, дружок. Артист из тебя точно получится, а писатель – нет», мальчик, вываливающий из окна на голову прохожим кашу, сделал его знаменитым.

Полина Русак