Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

20.07.2017

"По делам узнаете их"

В нынешнем году исполняется 25 лет со времени прославления княгини Елизаветы Федоровны как преподобномученицы – вместе с казненной одновременно с ней в 1918 году инокиней Варварой. Монастыри и сестричества во имя святых мучениц Елизаветы и Варвары есть сейчас и в Беларуси, и в России

Фото: Елизавета Фёдоровна в одежде сестры Марфо-Мариинской обители

Личность и судьба великой княгини Елизаветы Федоровны – одна из наиболее трагических и, в то же время – нравственно-возвышенных в сонме святых (и не святых) представителей династии Романовых. В нынешнем году исполняется 25 лет со времени прославления Елизаветы Федоровны как преподобномученицы – вместе с казненной одновременно инокиней Варварой.

Прожив недолгую жизнь (всего 53 года), Елизавета Федоровна, будучи представительницей высшего круга российского общества, явила собой небывалый пример трудолюбия, самопожертвования, бескорыстия...

Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская - так звали её при рождении - была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучкой английской королевы Виктории. Её младшая сестра Алиса в ноябре 1894 года стала русской императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за русского императора Николая II.

Путь служения Богу и людям возвел преподобномученицу Елизавету на вершины женской святости. Наряду с такими прославленными Церковью подвижницами, как преподобная Евфросиния Полоцкая, преподобная София Слуцкая, преподобная Анна Кашинская, преподобная Евфросиния Суздальская, преподобная Евфросиния Московская… 

Великая княгиня Елизавета Федоровна, в отличие от большинства своих святых предшественниц-княгинь, так и не приняла монашеский постриг (как, впрочем, и София Слуцкая). Однако после гибели мужа от рук террориста в 1905 году образ жизни этой великосветской дамы резко изменился. Елизавета Федоровна и прежде отличалась строгим нравом, благотворительностью и неложной, искренней набожностью. Овдовев, великая княгиня не стала использовать свое высокое положение для того, чтобы получить казенное финансирование начатых ею дел милосердия: она продала личные драгоценности, привезенные в Россию из Германии, а те сокровища, которые были подарены княгине в России – мужем и царственными родственниками - бесплатно вернула в казну.

А на вырученные средства Елизавета Федоровна купила в Москве, на Большой Ордынке, усадьбу с четырьмя домами и большим садом, где и расположилась основанная великой княгиней Марфо-Мариинская обитель милосердия. Многие ошибочно считают, что это был женский монастырь, в котором Елизавета Федоровна стала первой настоятельницей. Нет, в том-то все и дело, что Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия монастырем в строгом смысле не являлась, девушки и женщины, ее населявшие, вовсе не обязаны были принимать монашеский или малый иноческий постриг. И облачение сестер обители было не черным, а белым, как у медсестер.

Елизавета Федоровна прекрасно понимала, что многие девушки того времени (как, кстати, и в XXI веке) страшатся связывать себя навек обетом безбрачия, но при этом очень хотят жить по-монастырски, делать добро людям, молиться и трудиться вместе с такими же сестрами-единомышленницами. И в Марфо-Мариинской обители ее насельницам была предоставлена свобода выбора, свобода самостоятельно определить свой дальнейший жизненный путь: выходить ли замуж или оставаться в стенах обители; становиться монахинями или сохранять за собой право выхода в мирскую жизнь. В этом великая заслуга святой Елизаветы, которая помогала раскрыться добрым качествам души каждой из сестер. Многие из них впоследствии стали прекрасными женами прекрасных русских мужей. Замысел состоял в том, что Марфо-Мариинская обитель оказывала, как сказали бы сейчас, комплексную помощь нуждающимся: им не только давали еду, тепло и одежду, но и проводили медицинское обследование, лечение, а для желающих читали просветительские лекции лучшие московские профессора. Людям помогали найти подходящую им работу, жилье, устраивали в лечебницы и богадельни. А еще сестры обители ходили в семьи алкоголиков, профессиональных нищих, где родители мечтали избавиться от ненужных, надоедливых детей, ставших обузой. Этих мальчиков и девочек сестры уговаривали отдать в приют, где ребятишки получали образование и профессию, кусок хлеба и медпомощь.

Поселившись в Марфо-Мариинской обители, великая княгиня вела трудную, воистину подвижническую жизнь: ночами ухаживала за тяжелобольными, днем трудилась наравне с сестрами милосердия. Она обходила с ними беднейшие и самые опасные кварталы Москвы, например, район Хитрова рынка. Даже опустившиеся люди относились с огромным уважением к Елизавете Федоровне. При всем том достоинстве, с которым держала себя великая княгиня, она поведением своим никак не превозносилась над обитателями трущоб.

По примеру московского православного сестричества в тогдашней России стали возникать женские обители, где сестры милосердия оказывали повседневную помощь в больницах и на дому, помогали бедным и сиротам, в скором времени – раненым на фронтах Первой мировой войны. Большевики, придя к власти, жестоко расправились и с Марфо-Мариинской обителью милосердия, и с прочими благотворительными православными братствами и сестричествами. А великую княгиню Елизавету Федоровну вместе с преданной ей до конца инокиней Варварой, а также несколькими членами императорской фамилии, бросили живьем в глубокую шахту уральского городка Алапаевска. Через три-четыре дня все казнимые скончались от травм, жажды и холода.

Что ж, как сказано в Евангелии – «По делам узнаете их» (Матф., 7, 20). Так и здесь: вот она, зримая разница между лживыми борцами за народное счастье и подлинными творцами дел милосердия, какими были великая княгиня Елизавета Федоровна и ее последовательницы.

Ныне Марфо-Мариинская обитель в Москве возрождена, и вновь, как сто с лишним лет назад, подобные ей сестричества и обители возникают в самых разных уголках Союзного государства России и Беларуси. От Петропавловска-Камчатского - там православное сестричество во имя святых мучениц Елизаветы и Варвары создано при областной больнице в 2001 году, женщины и девушки по благословению Православной Церкви трудятся в больницах и диспансерах города… И - до Тольятти, где также есть Свято-Елизаветинское сестричество, насчитывающее уже почти полсотни добровольных помощниц нуждающимся и больным, престарелым и одиноким. Подобных примеров в России – десятки.

В Минске еще в 1999 году возник женский монастырь в честь преподобномученицы Великой княгини Елизаветы. А начиналась эта православная обитель также с сестричества милосердия во имя этой святой. Сейчас в минском монастыре – более ста монашествующих и около 150 сестер милосердия. Все они продолжают великое дело помощи страждущим, начатое Елизаветой Федоровной в Марфо-Мариинской обители.

Помимо монастыря, в Минске также создано сестричество преподобномучениц Елизаветы и Варвары при храме Всех Святых.           

А в Витебской области продолжателями трудов великой княгини Елизаветы Федоровны являются целых три сестричества милосердия, посвященных ее имени: в Городке, при храме святых Елизаветы и Варвары, в Дубровно, при храме святителя Николая, а также при Ильинской церкви в Бешенковичах. Цель у всех этих православных сестричеств остается прежней: самоотверженная помощь больным, нуждающимся и попавшим в беду людям. Наверное, это и есть наилучшая дань памяти невинно убиенным мученицам – великой княгине Елизавете и инокине Варваре.                               

Александр Аннин