Этот праздник объединяет в себе восторг впервые парящего под облаками человека, зарождение эры воздухоплавания, гений конструкторской авиационной мысли, героические традиции гражданского самолетостроения и, наконец, горькую вечную память о тех, кто пал в боях, защищая воздушные рубежи Отчизны.
В своем становлении и развитии ВВС Республики Беларусь прошли сложный путь - от простеньких легкомоторных «этажерок» до мощных сверхзвуковых истребителей, стали всепогодными, имеющими на вооружении современные реактивные комплексы.
У истоков военной авиации в Беларуси стояли замечательные люди. В начале XX века в городах Гродно, Лида, Брест размещались первые воздухоплавательные части, имеющие на вооружении дирижабли типа «Беркут» и «Астра». Именно они, летчики старших поколений, познавшие цену победы над врагом в Первую мировую, с самого начала подняли на должную высоту планку летного мастерства и мужества, заложили прочный фундамент военной авиации.
Самым суровым испытанием для людей, покоривших небо, стала, конечно же, Великая Отечественная война. С первых ее минут, несмотря на тяжелые потери, летчики Западного фронта вступили в неравный бой с противником, нанося ему ощутимые удары, являя миру примеры подлинного мужества и героизма.
Только за первые десять дней войны фашисты потеряли над Беларусью 143 самолета. Кроме того, Военно-воздушные силы Западного фронта, из которых впоследствии сформировался костяк военной авиации Республики Беларусь, защищали Москву, освобождали Польшу, участвовали в боях за Берлин. Более ста белорусским авиаторам было присвоено звание Героев Советского Союза, причем 17-ти из них – дважды. Боевыми орденами и медалями были награждены 18 тысяч белорусских летчиков. Имена многих уроженцев Беларуси, связавших свою жизнь с авиацией, навечно вписаны в историческую героическую летопись.
Едва ли не главным в этом списке имен значится первый дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Сергей Грицевец, уроженец деревни Боровцы Новогрудского уезда Минской губернии.
В 1937 году Грицевец вызвался добровольцем для участия в Гражданской войне в Испании, где воевал до 1938 года. Летал на истребителе И-16. Согласно сохранившимся архивным сведениям, в Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, сбил лично 7 вражеских самолетов. Это очень высокие боевые результаты, за которые отважному сыну белорусского народа совершенно справедливо было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1939 году группа из 48 опытных пилотов, среди которых был и Сергей Грицевец, была откомандирована в Монголию, в район боевых действий на реке Халхин-Гол. Здесь Грицевец совершил 138 боевых вылетов, участвовал в десятках воздушных боях против японцев. Сбил лично 11 самолетов. Во время одного из боев Грицевец посадил свой И-16 недалеко от самолета своего командира части, майора Забалуева, сбитого в глубоком тылу японцев, и тем самым спас его от плена.
Майору Сергею Грицевцу было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.
В сентябре 1939 года 30-летний летчик-ас был отозван на подготовительные учения в связи с предстоящим Польским походом РККА, намечаемым на 17 сентября. А 16–го Грицевец трагически погиб на учебном аэродроме рядом с Оршей. Обстоятельства его гибели были столь нелепы, сколь и страшны: в резко сгустившихся сумерках, при низкой облачности и без радиосвязи ночная разметка аэродрома не смогла обеспечить безаварийную посадку боевых машин, в результате одна из них протаранила истребитель майора Грицевца: пилоту ударом винта отрубило голову. Серьезные травмы получил и другой летчик…
Дважды Герой Советского Союза Сергей Иванович Грицевец похоронен там же, на месте своего последнего полета – в гарнизоне Болбасово Оршанского района Витебской области.
Девять уничтоженных самолетов противника в одном бою. Этот подвиг сумел совершить единственный в мире летчик - Александр Горовец. Саша Горовец родился 12 марта 1915 года в деревне Мокшаны, под Витебском. Окончил 7 классов средней школы. Летом 1930 года поступил в техникум в Полоцке, но заболел тифом и был вынужден вернуться на родину. После выздоровления работал слесарем во 2-м Сантехстрое Витебска и учился в аэроклубе. С 1932 года – в РККА. В 1935-м окончил Ульяновскую авиационную школу инструкторов Осоавиахима. Был направлен летчиком-инструктором в аэроклуб города Шахты Ростовской области. Позже стал начальником летной части аэроклуба.