Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

12.08.2020

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Плата за экспорт революции

100 лет назад на польско-советском фронте судьба Беларуси решалась почти на два десятилетия вперед

Историки часто вспоминают пакт Молотова-Риббентропа - договор 1939 года о ненападении между Германией и Советским Союзом. На западе и особенно в Польше любят обсудить так называемый «раздел» Польши и «оккупацию» ее восточных территорий. Однако там предпочитают не вспоминать, что эти земли достались Польше в результате советско-польской войны 1919-1921 годов.

Судьба этой войны решалась в эти дни ровно 100 лет назад. Брест, Гродно, Молодечно и другие белорусские города скорее всего не достались бы Польше, если бы большевики не попытались летом 1920 года разжечь в Европе пожар мировой революции. История не терпит сослагательного наклонения, но вся логика событий вела к тому, что, если бы Красная Армия ограничилась изгнанием захватчиков, никакого секретного протокола к пакту 19 лет спустя не понадобилось бы.

«Самое сильное из новых государств»

Первое вооружённое столкновение между частями Красной Армии и польскими частями произошло 6 января 1919. Тогда польский гарнизон был выбит из Вильно – города, бывшего частью Российской империи и занятого поляками в первый день 1919 года. 16 февраля власти Белорусской ССР предложили Польше определить границы по взаимному согласию. Но получили отказ. Неудивительно, ведь «временный начальник польского государства» Юзеф Пилсудский мечтал о восстановлении Польши в исторических границах Речи Посполитой 1772 года.

Пилсудский писал: «Замкнутая в пределах границ времён XVI века, отрезанная от Чёрного и Балтийского морей, лишённая земельных и ископаемых богатств Юга и Юго-Востока, Россия могла бы легко перейти в состояние второсортной державы, неспособной серьёзно угрожать новообретённой независимости Польши. Польша же, как самое большое и сильное из новых государств, могла бы легко обеспечить себе сферу влияния, которая простиралась бы от Финляндии до Кавказских гор».

В конце февраля 1919-го польские войска форсировали Неман и начали наступление. Уже в начале марта РККА пришлось оставить Слоним и Пинск, к середине апреля - Лиду, Новогрудок и Барановичи, а к концу апреля – Гродно. Молодечно, Слуцк – в этих городах войско польское оказалось в июле. 9 августа агрессоры занимают Минск, а 29 августа – Бобруйск.

Pilsudski_w_Minske.jpg

1919 год. Пилсудский в Минске


За 8 месяцев 1919 года под польской оккупацией оказалась большая часть Беларуси. В октябре Красная Армия предпринимает попытку отбить Бобруйск, она завершилась неудачей. После этого боевые действия были приостановлены.

В начале 1920 года польские войска возобновляют удары на Украине и в Беларуси. В начале марта захвачены Мозырь и Калинковичи. Ситуация для Красной Армии складывается сложная, командующего Западным фронтом Владимира Гиттиса снимают с должности. На его место назначается Михаил Тухачевский, проявивший себя во время боев против войск Колчака и Деникина.

Попытки поляков действовать на двух направлениях сразу несколько размыли мощь наступления. К тому же РККА стягивает на Западный и Юго-Западный фронт дополнительные силы. Из Майкопа на Украину в срочном порядке перебрасывается конармия Буденного. Разгромив по пути отряды Махно, Буденный 5 июня нащупывает слабое место в польской обороне и выходит в тыл польским частям.

Чрезмерный риск

Западный фронт Михаила Тухачевского перешёл в наступление на рассвете 4 июля. Создав и здесь угрозу окружения, войска фронта вынудили польскую армию начать отступление. Не успевая создать линии обороны, поляки откатывались все дальше на Запад: меньше чем за месяц Красная Армия продвинулась более чем на 600 км. 1 августа советским войскам почти без сопротивления был сдан Брест.

Тухачевский.jpg

Михаил Тухачевский


Здесь бы и остановиться, закрепиться, перевести дух. Вряд ли Пилсудский решился бы на новый удар: в тот момент, по оценкам многих историков, польские вооруженные силы находились в отчаянном положении. Но Ленин и его окружение замахивались на большее. Казалось, стоит ступить на польскую территорию - и пламя пролетарской революции тут же вспыхнет в Польше. 23 июля в Смоленске большевики даже сформировали Временный революционный комитет Польши (Польревком), который должен был принять на себя всю полноту власти после взятия Варшавы и свержения Пилсудского.

Вот что писал революционер и военачальник Сергей Каменев, бывший в то время главкомом Вооруженных сил:

«Красная Армия открыто пошла на риск, и риск чрезмерный. Ведь операция должна была вестись без всякого тыла, который быстро восстановить было совершенно невозможно после произведённых белополяками разрушений. Самая операция овладения Варшавой с севера крайне отрывала наши главные силы от ивангородского направления, куда отходили значительные силы белополяков, и затем чрезмерно растягивала наш фронт. Силы же наши, не имея возможности получить пополнения, так как железные дороги, оставленные нам белополяками, были совершенно разрушены, с каждым днём таяли. Таким образом, к моменту развязки мы шли, с каждым днём уменьшаясь в числе, в боевых припасах и растягивая свои фронт».

12 августа войска Тухачевского перешли в наступление, целью которого было овладение Варшавой. По плану, части Красной Армии должны были форсировать Вислу и ударить по польской столице с Запада. Штаб Пилсудского разработал план контрнаступления: сконцентрировав крупные силы на одном направлении, поляки готовились прорвать фронт и выйти в тыл силам Тухачевского. Примечательно, что этот план попал в руки советской разведки. Но, уверовав в собственный успех, Тухачевский и его окружение сочли этот план дезинформацией с целью сорвать наступление.

Польская армия, казалось, была уже разгромлена. Вот строчки из приказа № 1423 командующего Западным фронтом Михаила Тухачевского: «Бойцы рабочей революции. Устремите свои взоры на запад. На западе решаются судьбы мировой революции. Через труп белой Польши лежит путь к мировому пожару. На штыках понесём счастье и мир трудящемуся человечеству. На Запад! К решительным битвам, к громозвучным победам! Стройтесь в боевые колонны! Пробил час наступления. На Вильну, Минск, Варшаву — марш!».

Взломанный шифр

Контрнаступление Пилсудский начал 16 августа. Его разведка получила информацию о слабости Мозырской группы. Создав на этом направлении почти двойной перевес, польские войска прорвали фронт и разгромили южное крыло 16-й армии. Одновременно шло наступление еще на двух направлениях - на Влодаву и на Минск-Мазовецкий. Это создало угрозу окружения всех войск РККА в районе Варшавы.

Битва под Варшавой вылилась в сокрушительное поражение РККА. В Польше ее до сих пор называют «чудом на Висле. Советские войска Западного фронта, по некоторым оценкам, потеряли 25 тысяч красноармейцев убитыми. Еще 60 тысяч попали в польский плен. Больше 50 тысяч ушли в Восточную Пруссию и были там интернированы. Кроме того, было потеряно большое количество артиллерии и техники. Потери польской армии были в разы меньше - 15 тысяч убитых и пропавших без вести, 22 тысячи раненых.

Plennie_Krasnie.jpg

Пленные красноармейцы


Почему произошла эта катастрофа? Одной из причин историки называют тот факт, что еще в 1919 году шифровальщики польской разведки взломали коды РККА. Летом 1920 года шифровальный отдел принимал до 500 советских радиограмм ежемесячно. У поляков словно был "крот" в штабе армии советов, на основании дешифровок можно было действовать на опережение, принимать правильные стратегические и тактические решения.

Отступив, РККА принялась залечивать раны. Уже к сентябрю за счет пополнения Тухачевский смог почти полностью восстановить боевой состав фронта. Закрепившись на Немане, он готовил новое наступление. То же самое делал и Пилсудский. Взяв Ковель, он очередной угрозой окружения вынудил советские войска отойти на Восток. Развивая успех, 12 октября 1920 года польские войска вновь вошли в Минск и Молодечно.

Бои в Беларуси продолжались вплоть до 18 марта 1921 года, когда в Риге был подписан мирный договор. Согласно этому документу, советская сторона возвращала Польше военные трофеи, а также научные и культурные ценности, вывезенные с ее территории начиная с 1 января 1772 года (!). Кроме того, Советы обязалась выплатить Польше 30 млн золотых рублей – якобы за вклад Царства Польского в хозяйственную жизнь Российской империи. Мы должны были также передать польской стороне имущества на сумму 18 млн золотых рублей. Это было фактически репарацией.

Но, что важнее, Польше отходили огромные территории вплоть до Бреста и Гродно. Государственная граница с тех пор проходила в непосредственной близости от Минска. И исправить это, вернуть белорусские земли, СССР смог только в сентябре 1939 года - после того, как остальную Польшу уже захватила Германия.

Caricature_for_Riga_Peace_1921.jpg

«Долой позорный рижский раздел! Да здравствует свободная, нераздельная, народная Беларусь!»