Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

01.10.2020

Автор: Владимир ДЕМЧЕНКО

В 1938 году Чехословакия могла разгромить Гитлера, но не стала воевать из-за трусости руководства?

Историк Олег Назаров рассказал нашему сайту, почему чехи после Мюнхенского сговора сдались вермахту без боя

82 года назад, 1 октября 1938 года, части вермахта вступили в Судетскую область Чехословакии. А за сутки до этого, в последнюю ночь сентября 1938 года, состоялся печально известный Мюнхенский сговор. Великобритания и Франция поддержали раздел Чехословакии. Почему Чехословакия подчинилась этому решению, почему сдалась без боя? Мы спросили об этом Олега Назарова, обозревателя журнала «Историк», доктора исторических наук, ответственного редактора сборника статей «Мюнхен-1938. Падение в бездну Второй мировой». Его ответ был кратким: «Руководство Чехословакии струсило». Но мы продолжили беседу, потому что хотелось вникнуть в подробности.

Пятая армия в Европе

- Может быть, для президента Чехословакии Эдварда Бенеша произошедшее в Мюнхене стало неожиданностью?

- Что вы, согласие отдать Третьему рейху Судеты Бенеш дал за неделю до того, как в Мюнхен к Адольфу Гитлеру прибыли премьер-министры Великобритании и Франции Невилл Чемберлен и Эдуард Даладье и вождь фашистской Италии Бенито Муссолини. Англичане с захватом Судетской области Германией согласились еще раньше. 19 ноября 1937 года по заданию Чемберлена к Гитлеру тайно прилетел лорд Эдуард Галифакс и обсудил с ним все принципиальные вопросы. Фюрер заявил, что по итогам Версальского мира за пределами Германии остались районы, где компактно проживали немцы. Гитлер сказал, что будет добиваться присоединения к Германии Австрии, Судет и Данцига. Галифакс дал согласие при условии, если Германия не станет покушаться на целостность Британской империи. Фюрер и лорд ударили по рукам. Все, что происходило в 1938 году, было следствием этих ключевых договоренностей Берлина и Лондона.

А Бенеш долго надеялся на помощь Великобритании и Франции в деле защиты территориальной целостности Чехословакии. Свою помощь ему предлагал СССР, хотя у двух стран и не было общей границы. Советский Союз оказывал Праге дипломатическую поддержку и был готов оказать военную. Бенеш просить военной помощи у СССР не стал, предпочтя отдать часть страны немцам.

- Что ж, Великобритания и Франция проявили себя так, как проявили. Но ведь у Праги оставался как минимум один союзник – ее армия. В каком она была состоянии? 

- Чехословакия была среднеевропейской державой, обладала достаточно сильной экономикой и, главное, мощным военно-промышленным комплексом. Это позволяло ей вооружать армию самым современным оружием. По силе ее армию опережали только армии великих держав, а с соседями она вполне могла помериться силами. По подсчетам военных историков, в 1938 году вооруженные силы Чехословакия насчитывали 45 дивизий и имели на вооружении 1582 самолета, 469 танков и 5700 артиллерийских орудий. У Германии было 47 дивизий, 2500 самолетов и 720 танков.

На границе с Германией Чехословакия создала мощную сеть укреплений, которые могли стать серьезной преградой для гитлеровской армии. Это постфактум признали сами германские военачальники. Когда Чехословакия без боя капитулировала, они осмотрели эти укрепления и вздохнули с облегчением. поняв, что на этой оборонительной полосе могли потерять очень много солдат.

1.jpg

- То есть, встань армия Чехословакии на защиту страны, она могла бы и разбить Гитлера?

- Делать такие гипотезы – неблагодарное занятие. И все же надо иметь в виду, что вермахт образца осени 1938 года был гораздо слабее, чем тот, что напал на СССР в июне 1941-го. У немецкой армии не было ни того вооружения, ни того боевого опыта. В 1938-м у немцев не было уверенности, что они непременно разгромят Чехословакию.

В случае, если на помощь Чехословакии пришла бы Франция, немцам наверняка не поздоровилось бы. Как не поздоровилось бы им и год спустя, когда они напали на Польшу. В случае обещанного полякам удара Франции с запада в спину Германии немцам пришлось бы думать не о взятии Варшавы, а об обороне Берлина. Франция была связана с Чехословакией договором. Она де-юре была обязана вступить в войну с Германией в случае ее агрессии против Чехословакии. Тогда Германии пришлось бы воевать на два фронта.

Патриотизм на словах

- Одно время Бенеш заявлял, что чехи будут драться за каждую пядь земли. Но в итоге отступили без единого выстрела…

- В апреле 1938 года Гитлер потребовал от Праги предоставить Судетам широкую автономию. В ответ 21 мая Чехословакия объявила частичную мобилизацию и ввела войска в приграничные районы. Так Прага продемонстрировала готовность дать Германии отпор. Тогда Бенеш не струсил, что стало «холодным душем», неприятным сюрпризом для Гитлера. Он понял, что к вторжению в Чехословакию надо готовиться серьезнее, и дал обратный ход.

После этого по дипломатическим каналам Германия принялась подталкивать Лондон более активно воздействовать на Прагу. С мая Великобритания и Франция усилили давление на Бенеша с целью добиться уступок Германии. Поначалу речь шла о предоставлении широкой автономии судетским немцам. При этом в Лондоне прекрасно понимали, что на какие бы уступки не пошел Бенеш, сразу появились бы новые германские требования, а потом еще… И так вплоть до требования передать Судеты Германии.

- Я правильно понимаю, что именно давление Великобритании лишило Бенеша мужества дать вооруженный отпор?

- В чужую душу не заглянешь. Что конкретно заставило президента Чехословакии отказаться от сопротивления, сказать трудно. Великобритания проводила политику кнута и пряника. Кнутом была угроза: не пойдете на уступки Гитлеру, он на вас нападет, и тогда помощи от нас не ждите. А пряник состоял в том, что после передачи Судет англичане и французы обещали Бенешу гарантировать безопасность того, что от Чехословакии останется. Но этот обрубок страны в марте 1939 года Гитлер все равно прибрал к рукам.

Анализируя тот период, надо иметь в виду, что в течение 300 лет, до октября 1918 года, чешский народ не имел своего государства. Остатки политической самостоятельности были утрачены в 1620 году, когда чешские земли оказались под полным контролем Габсбургов. После окончания Первой мировой войны Великобритания и Франция отдали созданной на развалинах Австро-Венгрии Чехословакии Судеты, населенные преимущественно немцами. У требований Гитлера вернуть Германии прежние ее земли были веские основания, что понимали и многие чехи. Хотя их и не поддерживали.

- Однако, насколько известно, в самой Чехословакии был патриотический подъем. Люди выражали готовность драться за свою страну…

- На словах – да. Когда за неделю до мюнхенского сговора стало известно, что Бенеш капитулировал перед требованиями Германии, десятки тысяч людей вышли на улицы. Они стонали, плакали, заламывали руки… Но ни одному из граждан ЧСР не пришло в голову взять оружие и двинуться к границе, чтобы отразить германское вторжение.

Нужно понимать психологию чехов. Среди них людей, готовых сражаться за независимость своей родины, никогда не было много. Это подтверждает вся их история, а события Второй мировой войны демонстрируют особенно ярко. Когда в марте 1939-го вся Чехословакия вошла в состав Третьего рейха, став протекторатом Богемия и Моравия, чехи не только безропотно отдали Германии все вооружение. Запустив на полную мощность свой военно-промышленный комплекс, они более шести лет, не покладая рук, выпускали оружие, которым гитлеровцы и их пособники убивали наших дедов и прадедов. Об этом факте любители поскулить о «пражской весне» никогда не вспоминают. Надо чаще чехам напоминать о том, как их предки с огоньком работали на гитлеровских убийц. Дошло до абсурда: чехи производили оружие и боеприпасы для Германии до 5 мая 1945 года, когда Гитлер уже покончил жизнь самоубийством, а Берлин был взят Красной армией!

Опять же, не стоит забывать, что чехи веками жили под властью немцев. А без них, свободными, - только 20 лет. Воспоминания о жизни под властью немцев были свежи - даже поколения не успели смениться. В 1938-м выяснилось, что воевать за свою свободу почти никто из чехов не хотел. Они предпочли вернуться к привычной ситуации - работать на немцев. Бенеш психологию своего народа прекрасно знал, сам был такой.

В годы Второй мировой войны в Богемии и Моравии немцы не лютовали. Если Польшу оккупационные власти покрыли сетью концлагерей, то в чешских землях ничего подобного не было. Исключением из правила стало уничтожение деревень Лидице и Лежаки. Это была месть за убийство начальника Главного управления имперской безопасности Рейнхарда Гейдриха, которое совершили заброшенные из Великобритании чехословацкие диверсанты. Показательно, что если героев было несколько человек, то 3 июля 1942 года на Вацловскую площадь оплакивать нациста, исполнявшего функции рейхспротектора Богемии и Моравии, вышли 200 тысяч чехов!

2.jpg

Историческая справедливость

- И все-таки давайте проведем умственный эксперимент: если бы Чехословакия оказала Германии сопротивление, может, и Второй мировой бы не было? Например, если бы великие державы вдруг бы одумались и вступили в войну…

- С чего бы это? За Польшу они же не вступились… Вообще, мы, историки, не любим сослагательное наклонение. Нафантазировать можно чего угодно. Но в данном случае есть один принципиальный момент, о котором часто забывают. Ведь тогда, ранней осенью 1938-го, среди высокопоставленных германских военных было не мало таких, кто оценивал политику Гитлера как авантюру, которая ничем хорошим для Германии не закончится. Против фюрера готовился заговор. Уинстон Черчилль в воспоминаниях констатировал, что в нем участвовали «генералы Гальдер, Бек, Штюльпнагель, Вицлебен (командующий берлинским гарнизоном), Томас (заведующий вооружением), Брокдорф (командующий потсдамским гарнизоном) и граф Гельдорф, стоявший во главе берлинской полиции. Главнокомандующий генерал фон Браухич был осведомлен и одобрил». Некоторые из заговорщиков через шесть лет участвовали в знаменитом заговоре 20 июля 1944 года.

В случае, если бы Германия вступила в войну с Чехословакией и ее войска в первые дни завязли и понесли бы серьезные потери, Гитлер мог лишиться власти в силу внутренних распрей. Но капитуляция Чехословакии подняла авторитет Гитлера. Он без единого выстрела приобрел Судеты! Германия ликовала! В такой ситуации у заговорщиков не было шансов на успех.

- И вот теперь чехи сносят памятник Маршалу Советского Союза Ивану Коневу. Может быть, они делают это потому, что памятник напоминал о той трусости, которую продемонстрировали их предки?

- Прежде всего, монумент служил напоминанием о том, кому чехи обязаны своим освобождением. Вообще в Чехии отношение к сносу памятника Коневу неоднозначное. Чехов, отнесшихся к акту вандализма резко отрицательно, немало. Но есть и те, кто его поддерживает. Примечательно, что сносил памятник староста 6-го района Праги Ондржей Коларж - сын бывшего посла Чехии в России. А тот 20 октября 2011 года открыл в Челябинске памятник чехословацким легионерам. Их в конце Гражданской войны в России ненавидели все - и красные, и белые, и рабочие, и крестьяне, и интеллигенция. Легионеры были мародерами и убийцами. И вот этим мародерам и убийцам в нашей стране уже больше 10 лет возводят памятники! А чехи монумент прославленному военачальнику Коневу в Праге снесли. Такая получается историческая справедливость.