Первые дни марта 1943 года, 78 лет назад, вошли в историю Великой Отечественной как время освобождения Ржева от немцев. Сталина с этим поздравил даже британский премьер Уинстон Черчилль. Но Ржевско-Вяземская наступательная операция на этом не закончилась. 8 марта была освобождена Сычевка, 10 марта – старинный город Белый на границе со Смоленщиной, 12 марта – Вязьма.
Вспоминали Ржевскую битву и на онлайн конференции, которая прошла в пресс-центре МИА «Россия сегодня» и была посвящена началу поискового сезона в России и проведению Международной экспедиции «Ржев. Калининский фронт».
- События подо Ржевом дали много не только в плане стратегическом, но и в плане перелома во Второй мировой войне, - сказал научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков. - Немцы летом 1942 года перебросили на это направление 12 дивизий. И ни одна оттуда не ушла потом под Сталинград. Победа в Сталинградской битве ковалась и в боях подо Ржевом. Поисковики поднимают тех героев, которые и защищали Москву, и спасли Сталинград.
Потери с нашей стороны были велики – более 1,3 млн человек. Из них 430 тысяч - пропавшие без вести, умершие от ран.
– Это те, кого поисковики находят под дёрном. Как они шли в атаку, так и лежат, - говорит Михаил Мягков. - В 1992 году я в составе поискового отряда «Судьба» работал по 39-й армии - в районе Белого. Это про такие места строчки Твардовского: «Я убит подо Ржевом, в безыменном болоте». Там зимой почва буквально ходит под ногами. Весной – всё раскисает, а летом – вообще вода. Но мы победили. Немцы ушли с этого плацдарма, не смогли совершить марш-бросок на Москву, как планировали. Это то основное направление, за которое они так переживали. И не зря. В конце концов, оттуда через Смоленск, Минск, Варшаву пролегал наш путь на Берлин.
Вахта Памяти подо Ржевом должна пройти уже в шестой раз, и второй год подряд лагерь будет стоять рядом с Ржевским мемориалом Советского солдата, где на стальных плитах выбиты фамилии и тех, кого нашли поисковики. Полевой лагерь сможет вместить 500 человек. Планируется, что Вахта Памяти пройдет с 17 по 30 апреля.
- Есть заявки не только из российских регионов, но из Беларуси, Казахстана, Таджикистана, стран Балтии, даже из Германии. С каждым годом международная составляющая усиливается, - рассказал исполнительный директор Российского военно-исторического общества Виталий Мартынюк.
Только в прошлом году подо Ржевом было поднято 704 красноармейца и установлено 12 имён бойцов. А за всё время проведения там экспедиции поисковики обнаружили более 2 тысяч солдат и офицеров, установлены имена 107 человек, и найдены родственники 25 солдат.
Так, недавно был прочитан медальон красноармейца Кузнецова, погибшего на Калининском фронте. 11 марта он будет передан дочери солдата в город Ревда Свердловской области.
На этот год запланированы более 2000 поисковых мероприятий в 37 регионах страны. В апреле-мае состоится вахта «Волховский фронт» в Ленинградской области, в мае - «Дальневосточный фронт» на Сахалине, в августе - «Западный фронт. Варшавское шоссе». Пройдут традиционная экспедиция в Аджимушкайских каменоломнях в Крыму, учебно-тренировочная вахта в Смоленской области, экспедиция «Заоблачный фронт» в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии – экологический десант с элементами реконструкции и поисковых работ.
Теперь поисковая работа может вестись и в электронной среде.
- В базе «Память народа» - более 180 миллионов документов. Недавно нашли медальон одного солдата, и по нему удалось установить всех 146 бойцов, кто был с ним в том захоронении. В базе оказался нужный документ, - вспомнила заместитель начальника Управления по увековечению памяти погибших при защите Отечества Министерства обороны Российской Федерации Алла Кирилина.
Как признается руководитель лаборатории «Солдатский медальон» Андрей Фетисов, против них работает время:
- Находим медальон, открываем, а там - пустой лист бумаги. Вот говорят, есть поверье: красноармейцы ничего не писали о себе в этих записках, чтобы не погибнуть. На самом деле, это миф. Дело в том, что бумага в агрессивной среде окисляется, разлагается и начинает обесцвечивать текст.
Командир поискового отряда «Пионер» Михаил Богданов вспомнил, как в прошлом году под развалинами недостроенного коровника в деревне Полунино за 5 дней нашли 95 солдат. 4 имени установили. Записки, по его словам, были на грани – через несколько лет уже не смогли бы узнать их имена.
Вспомнил он, как нашли возле деревни Медведево санитарное захоронение бойцов 361-й дивизии из Башкирии.
- Две ямы там было. Одну обнаружили местные поисковики, а вторую долго не могли найти. Хотя местная жительница (ей было 12 лет, когда она на саночках возила туда погибших бойцов) настаивала, что она – есть. И яма нашлась под дорогой: а там захоронение 35 солдат, причём троих бойцов удалось опознать. Родные Анвара Сабирьянова захотели похоронить его на родине, в селе Тузлукуш. Приехала вся родня. Племянник вспомнил, как дядя прислал ему с фронта кожаные ботинки, о которых он просил у него перед тем, как уходил на войну.
- Сколько у нас уйдёт времени на поиски всех погибших? В год поисковики поднимают 15-17 тысяч останков на основных направлениях, а потери Красной армии составляли около 20 тысяч в сутки. Получается, в год мы поднимаем погибших за один день войны. Вот и считайте, сколько времени нам нужно… - откровенно признался член Координационного совета Поискового движения России Антон Торгашев. А значит их война ещё не закончена.