Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

29.10.2021

Автор: Максим Чижиков

Дрались до последнего: 80 лет назад началась героическая оборона Севастополя

Город отбивал немецкие атаки 250 дней – вплоть до июля 1942 года.

Если будете в Севастополе, обязательно сходите в музей 35-й береговой батареи. Когда смотришь на оставшиеся со времен войны укрепления, дух захватывает, как и в Брестской крепости. Если Малахов курган, в первую очередь, символ обороны города в Крымскую войну, то 35-я ББ – в Великую Отечественную. Ее защитники продолжали сопротивляться даже после того, как оборона города фактически прекратилась, а сама батарея была частично взорвана.

«Не тронь меня!» против вермахта

Оборона Севастополя, главной базы Черноморского флота, – одна из самых героических и драматичных страниц Великой Отечественной. Длилась она 250 дней – с 30 октября 1941-го по начало июля 1942-го. Хотя бомбить город начали буквально с первых часов войны. Гитлер планировал захватить весь Крым и Севастополь летом 1941 года. Контроль над полуостровом ему нужен был для бесперебойных поставок румынской нефти, а также для дальнейшего рывка на Кавказ – к нефти бакинской.

Но разбить советские войска в Крыму и приступить к осаде Севастополя немцам удалось лишь поздней осенью 1941 года. Сходу захватить его не получилось. Взять город было поручено немецкому генералу Эриху фон Манштейну. К началу войны Севастополь хоть и считался «крепким орешком», но только для атаки с моря. Батарея под номером 35 была расположена около мыса Херсонес, а батарея под номером 30 — возле Любимовки. Три линии обороны на суше были построены как раз к началу ноября 1941-го. А гарнизон города был усилен частями Приморской армии и составлял около 55 тысяч человек. Часть орудий была снята с кораблей Черноморского флота. Из недостроенного линейного корабля «Советская Украина», например, оборудовали плавучую зенитную батарею, получившую за свою неуступчивость прозвище «Не тронь меня!». 10 месяцев она помогала отражать атаки немецкой авиации.

С началом осады город бомбили ежедневно. Вермахт стянул сюда орудия самых тяжелых калибров, в частности, две мортиры калибра 600 мм, имевших кодовое название «Карл». Позиции этих сверхмощных орудий защищались особо — их окружали 5 специальных зенитных батарей, их безопасность берегла специальная авиация. Немецкое командование даже распорядилось доставить из Германии сверхтяжелое 807-мм орудие «Дора», огонь которой снарядами весом семь тонн был направлен против фортов и подземных складов боеприпасов города. Ее лафет был высотой с трехэтажный дом, а обслуживали орудие несколько сот человек. Но эффективность пушки оказалась не такой высокой, как ожидали. Защитники города прозвали ее «Дура». Манштейн потом писал, что «в целом во Второй мировой войне немцы никогда не достигали такого массированного применения артиллерии», как в Севастополе.

Ушли под землю

Но город продолжал жить, уйдя под землю в катакомбы, штольни и бомбоубежища. Причем это не было стихийной мерой – горисполком разработал и утвердил «Правила внутреннего распорядка в убежищах Севастополя». В штольне трамвайного тоннеля работал подземный кинотеатр на 100 мест, здесь же находились городские службы, а с декабря 1941 года в подземелья перебрались школы.

Но не только службы и учреждения города спускались под землю. В скальных массивах скрывались и целые заводы, в том числе и по производству оружия. Его доставка в город была сильно ограничена и возможна, в основном, только по морю.

Под землей не только ремонтировали бронетехнику, но и шили одежду и обувь. В подземном тоннеле прятали легендарный бронепоезд «Железняков», который немцы за внезапность его атак называли «Зеленый призрак».

Первый штурм Севастополя немцы начали 11 ноября. Главный удар противника был направлен на Балаклаву. В наступлении были задействованы 4 пехотные дивизии, моторизованный отряд и румынская мотобригада. Но продвижение оказалось незначительным, а вот потери – существенными. Второй штурм пришлось отложить почти на месяц.

Он начался утром 17 декабря. Основной удар противник наносил через Мекензиевы горы по направлению к Севастопольской бухте. Вспомогательный – на Инкерман. Немецкие части почти в 2 раза превосходили защитников Севастополя по численности и огневой мощи. За четыре дня они планировали завладеть городом. Но и эта затея провалилась. К концу месяца немцам удалось захватить лишь Мекензиевы горы, но выйти к стратегически важной Северной бухте частям вермахта так и не удалось.

Накануне Нового года советские войска провели массовую высадку десанта в Керчи и Феодосии, планируя начать освобождение Крыма, а 5 января 1942-го батальон морской пехоты, усиленный сотрудниками НКВД и бойцами разведки флота, высадился в Евпатории, подняв в городе восстание. Немцам пришлось перебросить туда часть войск. Евпаторийский десант практически полностью погиб за четыре дня боев, только несколько человек смогли пробиться к партизанам. Но эта контратака помогла выстоять Севастополю.

«Переправы не будет»

Ситуация ухудшилась весной. В апреле 1942 года окончательно захлебнулось наступление Красной армии на востоке полуострова. Основные силы покинули Керчь в мае, эвакуировавшись на материк. Ухудшило ситуацию защитников города и неудачное наступление под Харьковом. Севастополь опять остался с немцами один на один. При этом директива командующего Северо-Кавказским фронтом Семена Буденного гласила: «Севастополь должен быть удержан любой ценой. Переправы на Кавказский берег не будет…».

Немцы сосредоточили у города почти всю 11-ю армию, насчитывавшую свыше 200 тысяч человек плюс несколько румынских дивизий. Противник располагал 2 тысячами орудий, 450 танками, 600 самолетами. Советские войска, получившие пополнение в начале июня, имели 106 тысяч человек, 600 орудий, 38 танков и 53 самолета. Город был полностью блокирован с суши, усилена была и морская блокада.

Подвоз боеприпасов был ограничен, а значит, и интенсивность огня по противнику ослаблена. Эсминец «Ташкент» стал последним из надводных кораблей, прорвавшихся в город. При этом немцы только усиливали обстрел наших позиций: авиация ежедневно совершала до 1000 вылетов, сбрасывая 4-4,5 тысячи бомб. Силы защитников таяли. К концу июня в дивизиях осталось по 300-400 человек, в бригадах – по 200 человек боевого состава. 29-30 июня пришлось оставить ключевые высоты – Сапун-гору и Малахов курган. Ситуация стала критической.

***

Безвозвратные потери советских войск в битве за Севастополь составили около 150 тысяч человек, санитарные — чуть более 40 тысяч, в то время как немцы и румыны потеряли в ходе осады и трех штурмов города около 300 тысяч человек. А главное, восьмимесячная оборона города замедлила немецкое продвижение на южном направлении. Освободят Севастополь в мае 1944 года – всего за неделю.