Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

19.11.2022

Автор: Анатолий Максимов

80 лет назад началось контрнаступление советских войск под Сталинградом

19 ноября 1942 года мощнейшей артподготовкой началась операция «Уран», в результате которой были окружены и разгромлены группировки немецко-фашистских войск 

В пресс-центре «Россия сегодня» прошел круглый стол, приуроченный к 80-летию начала этой операции. 

- Такие операции просто так не готовятся. По той информации, что мы сейчас обладаем, задумка провести ее появилась у советского командования в середине - конце сентября 1942 года. Кроме того, что речь шла о контрнаступлении под Сталинградом, задумывались и другие операции: контрнаступление в районе Вязьмы – «Марс». И историки до сих пор спорят, какая из них являлась более важной, - рассказывает руководитель Центра по изучению истории Великой Отечественной войны Института российской истории РАН Сергей Кудряшов.

По его словам, насчет контрнаступления под Сталинградом были сомнения и у Сталина, и у Жукова, и у Василевского. 

- В итоге Жуков с Василевским убедили Сталина, что это может быть окружение с двойным кольцом, -  говорит Сергей Кудряшов.

Нацисты сами отчасти способствовали успеху операции «Уран», распылив силы группы армий «Юг» на две части -  «А» и «Б». Группа армий «А» должна была захватить Кавказ с выходом к Баку, тем самым лишив СССР основных нефтепромыслов. Группа «Б», заняв Сталинград, - перерезать Волгу как основную водную транспортную артерию. Но если в сентябре немцы продвигались на 500 - 1000 метров вглубь обороны 62-й и 64-й армии в Сталинграде, то к ноябрю им едва удавалось осилить 50. А 11 ноября их наступление и вовсе остановилось.

К операции привлекались три фронта: Юго-Западный должен был нанести глубокие удары с плацдармов на правом берегу Дона из районов Серафимовичей и Клетской. Ударная группировка Сталинградского фронта наступала из района Сарпинских озер. Одновременно частью своих сил они обеспечивали создание внешнего кольца окружения. Донской фронт наносил два вспомогательных удара — один из района Клетской на юго-восток, а другой - из района Качалинской вдоль левого берега Дона на юг. Наши войска пошли в контрнаступление по широкому фронту, не имея численного превосходства над врагом, только в местах главных ударов. Впервые Красная Армия показала, что она многому научилась в этой войне.

- Многое решалось не просто наличием сил и средств, а умением их применить, - считает старший научный сотрудник Центра военной истории России Института российской истории РАН Мирослав Морозов.

Ударили по флангам, где находились армии союзников немцев – румын.

- Важно отметить умелое сосредоточение сил на наиболее выгодных направлениях. Четкое понимание, что союзники Германии не обладают должным уровнем боеспособности и боевой выучки, учитывалось советским командованием. Еще один важный момент – учитывался боевой дух противника. Дело в том, что настроения среди румынских военнослужащих были далеки от идеала. Существовали серьезные антинемецкие настроения, возникали конфликты между румынским и немецким генералитетом. Даже их дальнейшее участие в боевых действиях в СССР было под вопросом, - убежден доцент кафедры истории России новейшего времени РГГУ Сергей Кондратенко.

Но все равно румыны были довольно крепким орешком, да еще и получили подкрепление немецкими частями. На целом ряде направлений они сражались упорно. 

Так, в первый день наступления выполнить свою задачу нашим войскам не удалось. Мешала погода, был сильный туман. Командующий Сталинградским фронтом Андрей Еременко дважды был вынужден переносить начало артподготовки. Но уже 23 ноября бойцы Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе Калача, тем самым замкнув клещи вокруг 6-й и частей 4-й немецких армий в районе Сталинграда.

Огромнейшую роль сыграла кавалерия. И не потому, что не хватало танков. Просто местность под городом была холмистой, много крутых и глубоких оврагов, которые тяжелой технике преодолевать было непросто, а лошади там прекрасно проходили. 

- В одном корпусе было до 5 тысяч лошадей. Одна лошадь в сутки съедает 4 кило овса и 5 килограммов сена. Представляете, сколько нужно было заготовить фуража, - говорит заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева.

Но в развитии успеха все-таки решающую роль сыграли танки. Только весной 1942 года началось формирование танковых корпусов по новым штатам. Их нужно было тоже снабжать, особенно с учетом глубины наступления – 200 км. Нужно было создать мобильные тыловые структуры, которые позволяли проводить операции большим темпом и на большую глубину. И они появились.

- Это безусловное достижение Красной Армии, которого она достигла в ходе Великой Отечественной войны. Поэтому успех был закономерен. Все слагаемые для него были, - убежден Мирослав Морозов.

Немцы еще попытались прорваться к своим и разблокировать котел. Но безуспешно. В конце января – начале февраля 1943 года все было кончено. Войска под командованием фельдмаршала Фридриха Паулюса капитулировали. Германии и её союзникам был нанесен сильный моральный удар, не считая огромных потерь – свыше миллиона человек потеряли они на южном направлении советско-германского фронта. Части группы армий «Б» стали быстро откатываться с Кавказа, стремясь избежать повторения судьбы окруженцев под Сталинградом. Никогда уже противник не будет проводить таких операций на советской земле.