03.02.2023
Автор: Анатолий Максимов
80 лет со дня Победы в Сталинградском сражении
2 февраля 1943 года немцы капитулировали в битве на Волге
Если битва под Москвой доказала, что фашистов можно побеждать, то виктория под Сталинградом внесла коренной перелом в ход Великой Отечественной войны. Это был перехват инициативы у немцев и нанесение им большого ущерба, срыв их планов по захвату советской нефти.
- Сталинградская битва – грандиозное событие, и чем дальше от нас уходят те бои, тем больше мы понимаем, насколько это была трудная задача – победить тогда, - убежден старший научный сотрудник Института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ Алексей Исаев.
Открываются архивы, и мы понимаем, насколько тяжелой была обстановка летом 1942 года. Красная армия на момент начала Сталинградского сражения находилась в кризисном положении, она столкнулась с проблемой нехватки боеприпасов. Летом 1942-го наши части отступают, как в 1941-м, неся большие потери, 62-я армия была окружена. Перед страной встала угроза потери крупнейшего танкового завода – Сталинградского тракторного, где выпускался Т-34, а также дальнейшего прорыва врага к бакинской нефти. И в этой ситуации Красная Армия зацепилась за Сталинград, который немцы рассчитывали взять за два-три дня. Откуда-то появляются силы, и в сентябре 1942-го рождается сталинградский дух: «Лучше умереть, чем отступить».
Если в сентябре немцы продвигались на 500 – 1000 метров в глубь обороны 62-й и 64-й армии в Сталинграде, то к ноябрю им едва удавалось осилить 50. А 11 ноября их наступление и вовсе остановилось.
- Немцы потеряли преимущество в маневренной войне, драка шла за каждый дом. И в этой драке мы оказались сильнее. Случился перелом в сражении, - считает писатель, основатель и руководитель проекта «Я помню» Артем Драбкин.
Сталинградская битва – очень разнообразная и многоплановая. Это и городские бои, и позиционные сражения, и схватки механизированных подразделений. Классическая операция на окружение – план «Уран» – родилась в конце сентября 1942 года. Авторами ее были Георгий Жуков и Александр Василевский. Их вариант удара оказался предпочтительнее предложений Рокоссовского и Еременко.
Они нашли слабые стороны противника, на которого работали заводы всей Европы, например, Чехии, где производили порох, которого нам не хватало.
К операции привлекались три фронта: Юго-Западный должен был нанести глубокие удары с плацдармов на правом берегу Дона из районов Серафимовичей и Клетской. Ударная группировка Сталинградского фронта наступала из района Сарпинских озер. Одновременно частью своих сил они обеспечивали создание внешнего кольца окружения. Донской фронт наносил два вспомогательных удара — один из района Клетской на юго-восток, а другой – из района Качалинской вдоль левого берега Дона на юг. Наши войска пошли в контрнаступление по широкому фронту, не имея численного превосходства над врагом, только в местах главных ударов. Впервые Красная Армия показала, что она многому научилась в этой войне.
Операция началась 19 ноября, а уже 23-го бойцы Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе Калача, тем самым замкнув клещи вокруг 6-й и частей 4-й немецких армий в районе Сталинграда.
В окружение попали 330 тысяч человек. Это было почти втрое больше, чем рассчитывало советское командование.. И удержать в котле такое количество солдат противника было непростой задачей.
Немцы еще попытались прорваться к своим и разблокировать котел. Но безуспешно. В конце января – начале февраля 1943 года все было кончено. 2 февраля войска под командованием фельдмаршала Фридриха Паулюса капитулировали. Это был первый прецедент, когда немцы в Великую Отечественную не смогли деблокировать свою окруженную группировку. И это в дальнейшем подталкивало их отступать в схожих ситуациях, дабы снова не попасть в котел. У них произошел психологический надлом.
Любопытно, что звание фельдмаршала Фридрих Паулюс получил 30 января. Это был намек: драться до конца, никогда еще фельдмаршал не сдавался в плен. Видимо, Гитлер рассчитывал, что тот застрелится. Однако Паулюс через два дня предпочел сдаться.
Германии и её союзникам был нанесен сильный моральный удар, не считая огромных потерь, – свыше миллиона человек потеряли они на южном направлении советско-германского фронта. Части группы армий «Б» стали быстро откатываться с Кавказа. Никогда уже противник не будет проводить таких операций на советской земле.