Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

06.03.2023

Автор: Александр ХОХЛОВ

Уникальный «воздушный мост» в партизанские районы Витебщины

80 лет назад, 6 марта 1943 года, на Калининском фронте началась беспрецедентная в военной истории воздушная операция по снабжению белорусских партизан оружием, боеприпасами и материальными средствами. Силами планерно-десантных подразделений 3-й воздушной армии генерал-майора Михаила Громова за 12 суток было совершено 96 боевых вылетов. Местом назначения стала Витебская область - леса в районе поселков Селявщина и Бегомль

Планеристы 2-го отдельного авиапланерного полка Воздушно-десантных войск Красной Армии на планерах Г-11 бесшумно пролетали над линией фронта и доставляли белорусским партизанам все необходимое для продолжения борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Для германской авиации и наземных частей вермахта эта дерзкая операция стала совершенно неожиданной, противник не сумел сколько-нибудь эффективно помешать ее проведению. Ни один советский планер не был уничтожен в воздухе.

Необходимые белорусским партизанам боеприпасы и снаряжение доставлялись на аппаратах Г-11 конструкции Владислава Грибовского. Каждый такой планер, кроме пилота, мог брать на борт 11 десантников или нести 2400 килограммов грузов. Г-11 изготавливался из фанеры, ткани и с минимальным использованием металла. Благодаря удачной конструкции и размаху крыльев 18 метров, планер мог лететь за самолетом буксировщиком со скоростью 220 километров в час, а в свободном планировании – свыше 140 километров в час. Планер мог взлетать с колесного шасси, а садиться на лыжу, что резко сокращало пробег при посадке.

Удивительна история создания этого предельно простого, но эффективного летательного аппарата. В марте 1940 года авиаконструктор Владислав Грибовский был назначен главным конструктором авиационного ОКБ-28. После начала Великой Отечественной войны это ОКБ получило срочное задание разработать 11-местный десантный планер. На выполнение задачи Грибовский попросил всего два месяца. Не поверив ему, заместитель наркома авиационной промышленности СССР потребовал от него письменное ручательство, которое Владислав Константинович немедленно выдал. Слово авиаконструктор сдержал. Интенсивная работа над планером, получившим обозначение Г-11, началась 7 июля 1941 года, а уже 2 сентября состоялся его первый вылет. Через неделю испытаний было принято решение о серийном выпуске крылатой машины для десанта. Их стали производить на авиазаводе в городе Шумерля. Г-11 применялся в ряде операций Великой Отечественной войны, особенно хорошо зарекомендовав себя при снабжении белорусских партизан и при высадке десанта под Киевом.

Воздушный мост из тыловых районов Калининского фронта в партизанские районы Витебской области действовал 12 суток. За это время белорусским народным мстителям были доставлены три тонны медикаментов и четыре тонны взрывчатки, 12 тысяч ручных гранат, 100 противотанковых ружей, 95 минометов, 1900 автоматов, 700 винтовок, а также 95 тысяч патронов. Также партизаны получили пять полевых типографий и 16 радиостанций. Кроме того, отряды пополнились хорошо подготовленным личным составом: в леса Витебщины были доставлены 150 саперов и диверсантов, 106 офицеров-инструкторов.

Из партизанского края на бортах самолетов-буксировщиков было вывезено 19 тяжелораненых, 800 килограммов ценного груза и два миллиона рублей, собранных белорусским населением на временно оккупированных территориях на постройку новых самолетов для Красной Армии. При выполнении операции самими партизанами из-за невозможности возвращения были уничтожены 65 планеров, но почти всех летчиков-планеристов удалось успешно вернуть на «Большую землю».

За успешную доставку грузов белорусским народным мстителям планерами Г-11 в августе 1944 года авиаконструктор Владислав Грибовский одним из первых в Советском Союзе был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны».