Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

05.08.2024

Автор: Анатолий МАКСИМОВ

Фото: Русский музей

«Здравнево» за Репина!

5 августа исполнилось 180 лет со дня рождения великого художника

Мне кажется, даже последний двоечник хотя бы раз в жизни видел картины Репина, возможно, не зная их названия и авторства. Илья Ефимович – пожалуй, самый известный художник на всем пространстве Союзного государства. Пять лет назад его выставку в Третьяковке посетили более 600 тысяч человек. 

На картинах Репина мы воспитывались, в учебниках были иллюстрации его картин. Да и нет ни одного знакового музея на постсоветском пространстве, где нет хотя бы одной работы Репина.

Хотя сейчас к его славе пытаются многие примазаться. Например, нью-йоркский Метрополитен-музей объявил Репина украинским художником. Бред же. Якобы потому, что Репин родился на территории, которая сейчас относится к Харьковской области. 

Полтора рубля за «писанку»

Да, он появился в 1844 году в семье военного поселенца в городке Чугуеве Харьковской губернии. Но вспоминал это время по-разному.

– Это звание очень презренное – ниже поселян считались разве что крепостные, – писал позднее художник. 

Без названия (2).png

«Юбилейное заседание Государственного совета»

Жили бедно, но свой талант Илюша проявлял уже с детства. Начинал юный Репин с того, что стал разрисовывать «писанки», за которые скупщики платили ему по полтора рубля за каждое пасхальное яйцо. На способности мальчика обратили внимание военные топографы. Илью устроили в топографическую школу. 

Когда корпус топографов через два года был упразднен, юношу отдали на обучение в мастерскую Ивана Бунакова, который брал подряды на церковную живопись. Так Репин стал известным в округе иконописцем. 

Потом была Академия художеств в Санкт-Петербурге, куда он попал со второго раза (год отучился в рисовальной школе Крамского), сначала вольнослушатем, поэтому был вынужден оплачивать свою учебу. Хорошо, что нашелся меценат, поддержавший талантливого живописца. А потом его взяли и на «бюджет».
 
Обучение Репин закончил, получив большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира». Теперь все дороги были открыты перед ним, нужно было лишь реализовать свой талант. 

Долгий процесс

У каждого из его шедевров особая судьба. Картину «Иван Грозный и его сын Иван» приобрел Павел Третьяков, но по распоряжению императора Александра III картина не выставлялась и была представлена публике лишь в 1913 году. На полотно безумцы покушались дважды – с разницей в сто лет, причем первый раз еще при жизни Репина. 

2143_mainfoto_03.jpg

"Бурлаки на Волге"



Великий князь Владимир Александрович, президент Академии художеств, увидев первоначальные варианты «Бурлаков на Волге», заранее купил окончательный и в итоге заплатил за него 3000 рублей, перебив предложение Третьякова.

Монументальное полотно «Юбилейное заседание Государственного совета» было личным заказом Николая II к столетию Госсовета Российской империи. Картина, на самом деле, знаковая и триумфальная – в едином полотне собраны 60 портретов (всего на картине 81 человек) политической элиты России того времени. К этой срочной работе Репин привлек двух своих учеников – Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Сложность выполнения заказа заключалась в том, что на натурные сеансы высших чиновников Репину выделялось не более 3-4 сеансов.

У Ильи Ефимовича была особенность: он подчас десятки раз переписывал свои полотна – меняя компоновку, расстановку фигур, добавляя и удаляя фигуры и детали. Нередко творческий процесс занимал долгие годы. Знаменитая картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» датируется так: «1880–1891». В окончательном варианте картины фигур меньше, чем в первоначальном. Полотно приобрел император Александр III.

Без названия (1).png

"Запорожцы"

Хрестоматийную работу «Не ждали» Репин начал писать в 1883-м, а последнюю сделал лишь в 1898-м. Но чаще он работал быстро и стремительно, и поэтому его творческое наследие огромно.

Дворянское гнездо

В 1892 году художник купил под Витебском имение Здравнево и регулярно приезжал туда в течение десяти летних сезонов. Приобретению предшествовала история, согласно которой художник продал написанную им картину «Казаки пишут письмо турецкому султану» российскому императору Александру III за 35 тысяч рублей серебром. Репин долго искал место с прекрасными пейзажами, и вот в 1892 году выбор его пал на Здравнево, которое он приобрел за 12 тысяч рублей, часть того самого гонорара, у Софьи Яцкевич. 

Репин сам рисовал эскизы дома, посадил еловую и липовую аллеи, распорядился выкопать пруд. Он решил превратить полуразвалившийся домик в нечто сказочное, фантастическое. На живописном берегу реки по заказу художника построили оригинальную усадьбу. По архитектурному стилю она мало напоминала «дворянское гнездо», а скорее деревянную церковь в белорусском стиле, правда, с необычной зубчатой башенкой.

Здесь мастер создал более сорока работ, включая портрет своей дочери Веры «Осенний букет», а также картины «Лунная ночь», «Портрет сына художника», «Белорус», «На Западной Двине. Восход солнца» и другие. При написании картины «Белорус» мастеру позировал местный крестьянин Сидор Шавров. Внучка Шаврова Вера Федорова потом вспоминала: «Репин пригласил его сюда и сказал, чтобы тот ему попозировал. Дедушка наш не понял, что надо делать. А он говорит: «Ну, ты просто постоишь, а я тебя буду рисовать». Он согласился. Картину «Белорус» рисовали три дня, и чтобы дедушке не было скучно, старшие дочери Репина читали ему стихи».
MART7458.jpg

Усадьба "Здравнево"


В Здравнево художник последний раз приехал в 1904-м. В 1899 году Илья Ефимович женился на писательнице Наталье Борисовне Нордман и приобрел на ее имя землю в поселке Куоккала (ныне – Репино) на Карельском перешейке, где выстроил еще одну усадьбу и назвал «Пенаты». Там Репин провел последние тридцать лет жизни. Художник скончался 29 сентября 1930 года и был похоронен в Пенатах.

В Здравнево же после революции переехала младшая дочь Репина Татьяна, жила здесь вплоть до 1930 года и даже преподавала в местной школе.

Под опекой Союзного государства

Время и войны не пощадили усадьбу – она была разрушена, от домика остался только фундамент. К 145-летию со дня рождения художника по рисункам, описанию современников и внучки мастера репинский чудо-домик был восстановлен. Однако в 1995 году здесь случился пожар, и усадьбу пришлось возрождать заново. Перед тем как начать работы, были проведены археологические раскопки. Найдены вещи конца XVIII века, которые могли принадлежать семье Репиных. Проект здания делался по рисункам Ильи Ефимовича, так что удалось детально восстановить тот дом, что был построен в конце прошлого века. Внутренняя планировка воспроизводилась по фотографиям и воспоминаниям родных Репина и гостей усадьбы.

Открытие воссозданного в третий раз музея-усадьбы состоялось в 2000 году во время фестиваля «Славянский базар в Витебске».

Сегодня в имении Репина расположен музейный комплекс, который находится под опекой Союзного государства России и Беларуси. В экспозиции можно увидеть предметы быта, принадлежащие семье живописца, другие старинные вещи, репродукции картин. Сохранилась липовая аллея, посаженная руками Репина.

Традиционно в дни «Славянского базара» в «Здравнево» проводятся культурные мероприятия. Каждый год на территории имения проходят пленэры российских и белорусских молодых художников.

В июне 2024 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь, к юбилею выдающегося художника, открылась выставка «Репин и ученики». Специально для этой экспозиции из Государственного Русского музея в Минск привезли четыре шедевра Репина, в том числе знаменитую работу «Белорус».