30.11.2024
Автор: Анатолий МАКСИМОВ
Фото: Российское историческое общество, histrf.ru
85 лет со дня начала cоветско-финляндской войны
Она завершилась подписанием Московского мирного договора, по которому СССР получил 40 тысяч квадратных километров, включая города Выборг, Сортавала и Кексгольм - примерно десятую часть территории Финляндии
30 ноября исполняется 85 лет со дня начала cоветско-финляндской войны. Она продолжалась чуть больше трех месяцев, до 12 марта 1940 года, и завершилась подписанием Московского мирного договора, по которому СССР получил 40 тысяч квадратных километров, включая города Выборг, Сортавала и Кексгольм – примерно десятую часть территории Финляндии. По словам Верховного главнокомандующего финской армии Карла Густава Маннергейма, Московский мир был очень выгоден стране в тех обстоятельствах.
Накануне этой даты прошел круглый стол, посвященный истории отношений между Советским Союзом и Россией с Финляндией в XX-XXI веках. Директор СВР, председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин в своем выступлении напомнил, что Финляндия вступила в XX век, обладая правами широкой автономии в границах Российской империи. В период послереволюционного безвластия это позволило ей одной из первых заявить претензии на суверенитет — и получить его из рук советской России.
- В этой связи, конечно, вызывает недоумение известие о недавнем закрытии музея Владимира Ильича Ленина в финском городе Тампере. Трудно отрицать объективный вклад председателя правительства молодой советской республики Владимира Ильича Ленина в обретение Финляндией независимой государственности.
Уже позднее, по словам Сергея Нарышкина, по итогам гражданской войны, которая велась на территории нашего северного соседа с не меньшей ожесточенностью, чем в России, верх одержали антисоветские силы, и отношения между двумя странами охладели. Ситуация усугубилась с приходом к власти в Германии национал-социалистов, поскольку немалая часть финских элит стала симпатизировать Гитлеру.
- Вот как об этом говорил ещё в 1935 году министр иностранных дел Швеции Рихард Сандлер в разговоре с советским послом Александрой Михайловной Коллонтай: «В интересах… укрепления мира было бы желательно вовлечение Финляндии в орбиту скандинавской политики нейтральности. К сожалению, влияние Германии на известные круги Финляндии этому препятствует», - сообщил директор СВР.
Он рассказал, что в то время как советская дипломатия не оставляла попыток включить Финляндию в многостороннее региональное соглашение о коллективной безопасности, «советская внешняя разведка поставляла высшему руководству страны сведения о постепенном распространении в финских военных кругах откровенно нацистских идей, пропаганде захвата территорий советской Карелии и наращивании военного потенциала профашистских отрядов «шюцкора», превратившихся в настоящую армию».
К лету 1939 года ситуация фактически зашла в тупик. В конце июня, на фоне идущих советско-франко-британских переговоров, Финляндию посетил начальник немецкого Генштаба Франц Гальдер. А уже в августе на Карельском перешейке состоялись учения финской армии, на которые были приглашены все дипломатические представители, за исключением советского военного атташе.
Осознавая, что Финляндия может в любой момент превратиться в плацдарм для нападения на Советский Союз, Москва предприняла последнюю попытку обезопасить от потенциального удара Ленинград.
- Напомню, что на тот момент Северная столица находилась всего в нескольких десятках километров от советско-финской границы. Финской стороне были предложены несколько приемлемых вариантов обмена территориями — за создание небольшой буферной зоны на Карельском перешейке Советский Союз выразил готовность уступить втрое большую территорию в Восточной Карелии. Как известно, эти предложения были отклонены, что, в итоге, привело к эскалации. Не в последнюю очередь эта недоговороспособность Хельсинки обусловливалась внешним влиянием — на этот раз со стороны Великобритании и Франции, - заявил Сергей Нарышкин.
Зимняя война, продлившаяся три с половиной месяца, завершилась возвращением значительных территорий, включая город Выборг. Это позволило, по словам директора СВР, надежно обезопасить от потенциальных ударов противника Ленинград и Мурманск, что было особенно важным в преддверии неизбежного столкновения с гитлеровской Германией. В Хельсинки же, напротив, уповали на вторжение Гитлера в Советский Союз, рассчитывая на легкий реванш.
- Позорными страницами в истории Финляндии стали и соучастие в блокаде Ленинграда, то есть соучастие в геноциде мирных жителей города. Я напомню, что в блокадном Ленинграде от голода, болезней, бомбежек, холода погибло около миллиона мирных жителей. В этом же ряду — отправка сотен добровольцев в легионы СС, и организация целой сети концентрационных лагерей на оккупированной территории Карелии. После победы над нацистской Германией только благодаря великодушной позиции Советского Союза финское военное командование избегло участи подсудимых на Нюрнбергском трибунале, - констатировал Сергей Нарышкин.
Он отметил, что в архиве Службы внешней разведки сохранились документы, которые относятся к периоду советско-финляндской войны и предшествующих событий. Часть была передана Российскому историческому обществу. Это более 100 рассекреченных донесений и других материалов, подробно освещающих усилия советской стороны, приложенные для недопущения попадания Финляндии в орбиту гитлеровской Германии.
На сайте РИО размещен перечень рассекреченных документов. Среди них, например, агентурное сообщение о причинах отставки министра иностранных дел Финляндии Эйно Рудольфа Холсти, спецсообщение 7-го отдела ГУГБ НКВД СССР о деятельности немецкого агента Виттека в Финляндии, письма Лаврентия Берии в ЦК ВКП(б) по вопросу немецкой экспансии на восток и об активизации деятельности немцев в Финляндии, а также меморандумы от Кина ( это был оперативный псевдоним знаменитого развездчика Бориса Аркадьевича Рыбкина. В сентябре 1935 года он был направлен в Хельсинки, где работал (под фамилией Ярцев) в качестве легального резидента ИНО под прикрытием должности консула, затем 2-го секретаря полпредства СССР в Финляндии, с апреля 1938 года — Временного поверенного в делах СССР в Финляндии).