Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

13.05.2024

Автор: Александр ХОХЛОВ

Фото: Национальная библиотека Беларуси

Минские школьники изучили рукописные журналы партизан

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне Национальной библиотекой Республики Беларусь совместно с управлениями по образованию районов города Минска проводится цикл занятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы»

 После прошедшего 3 мая в зале справочно-информационного обслуживания библиографического урока «Брестская крепость-герой» учащихся 9-го класса ГУО «Средняя школа № 178 города Минска имени Т.А. Лукьяновича» заинтересовали представленные на выставке «Язык военной иллюстрации» каталоги партизанских рукописных журналов.

По собственной инициативе школьники остались в библиотеке изучать историю партизанского движения на территории Беларуси, написанную непосредственными участниками патриотического народного движения. Сотрудники библиотеки выдали ребятам изданные на белорусском, русском и английском языках каталоги «Партызанскія рукапісныя часопісы Магілёўскай вобласці», «Партызанскія рукапісныя часопісы Мінскай вобласці» и «Партызанскія рукапісныя часопісы Беластоцкай, Брэсцкай, Вілейскай, Віцебскай, Гомельскай абласцей» из собрания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

Материалы рукописных журналов охватывают деятельность белорусских партизан с 1941-го по 1944-й годы, то есть весь период героической борьбы народных мстителей в тылу врага. Первые номера таких боевых хроник появились в начале 1942 года в Могилевской области, а затем на протяжении 1943-1944 годов и в других областях Белорусской ССР. Рукописные журналы выступали в качестве органов партийных и комсомольских организаций, командования партизанских отрядов и бригад, являлись одним из источников агитационно-пропагандистской и идейно-воспитательской работы в партизанской среде.

Ребята всем классом дружно поработали с каталогами рукописных журналов. Школьники ознакомились со структурой каталогов, списком идентификационных номеров партизанских хроник, особенностями систематизации коллекции по географическому, хронологическому, издательскому принципам и номеру Книги поступлений. Особое внимание юные исследователи уделили истории возникновения партизанских журналов, обсудили элементы описания таких рукописных сборников (авторское название, аннотация, материал, техника, создание – дата, размер, история предмета, источник поступления, номер по Книге поступлений). Фоторепродукции отдельных страниц журналов помогли визуально погрузиться в информационное пространство партизанских будней и прочувствовать важность содержания рукописей для защитников Родины, которые вели борьбу в отрыве от большой страны во вражеском тылу.

Также ребят заинтересовало информационное пространство Национальной библиотеки Беларуси. С помощью библиотечных сотрудников минские школьники изучили особенности поиска карточной и электронной библиографии о защитниках Отечества. Особенно правнуков героев Великой Отечественной интересовали особенности поиска информации о своих прапрадедах, их боевом пути и населенных пунктах, связанных с историей семьи. Узнав, что топографическая картотека пополняется на основании летописей газетных и журнальных статей, девятиклассники изъявили желание поработать и с ними. Для этого в читальном зале справочно-информационного обслуживания прошло ознакомление ребят со структурой и вспомогательными указателями летописей.

В этом классе ГУО «Средняя школа № 178 города Минска имени Т.А. Лукьяновича» есть ученики, которые уже не единожды посещали главную библиотеку Беларуси и прекрасно ориентируются в зоне каталогов и картотек. Этими активистами особое внимание было уделено библиографии по истории родной школы. На сайте Национальной библиотеки Республики Беларусь высказана уверенность в том, что такой интерес школьников со временем выльется в серьезную исследовательскую работу.