14.11.2024
Автор: Анатолий МАКСИМОВ
Фото: ПсковГУ
В Пскове стартовал российско-белорусский форум «Союзное государство: инклюзивное образование. Центры и технопарки»
В нем принимают участие и представители Постоянного Комитета Союзного государства
Мероприятие, которое объединило более 200 человек, проходит на базе Псковского государственного университета. Тема, заявленная форумом, является эволюционным продолжением сетевой образовательной программы Псковского государственного университета и Витебского государственного университета им. П.М. Машерова «Социальная психология», разработанной и реализованной по программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». В этом году состоялся первый выпуск магистрантов, обучавшихся и проходивших практику не только в Пскове и области, но и в Республике Беларусь. Молодые специалисты получили дипломы двух вузов.
Заместитель Министра науки и высшего образования России Ольга Петрова в своем видеообращении на открытии форума отметила, что именно университеты сегодня являются центрами подготовки педагогических кадров для работы с ребятами с инвалидностью и ОВЗ, которые благодаря обучению могут социализироваться, получить свою профессию и развиваться. А площадка форума, на ее взгляд, позволит объединить опыт, который есть в наших вузах и у белорусских коллег, и обменяться лучшими практиками: «Перед вузами стоит задача создать доступную среду, разработать образовательные программы, внедрить индивидуальный подход, который поможет студентам с ОВЗ и инвалидностью, а также дать возможности для их самореализации в рамках выполнения национальных целей, которые поставил Президент Владимир Путин».
Заместитель министра образования Республики Беларусь Александр Кадлубай отметил, что тема инклюзивного образования сегодня как никогда актуальна и требует активного обсуждения.
— Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования Республики Беларусь является принцип инклюзии, обеспечивающий равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия, особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Возможность получения образования обеспечивается всем детям независимо от вида и степени выраженности имеющихся нарушений. Создана национальная научно-методическая обеспечения специального образования, — подчеркнул он в видеоприветствии.
От имени губернатора Псковской области Михаила Ведерникова организаторов и участников форума приветствовала его первый заместитель Вера Емельянова.
— Настоящая инклюзия будет реализована только тогда, когда будет создана образовательно-воспитательная среда, отвечающая всем необходимым условиям. Сегодня мы имеем уникальную возможность обсуждать лучшие практики, актуальные вопросы, находить решения, которые помогут нам сделать образование более доступным и качественным. Пусть этот диалог будет плодотворным, а ваши идеи — смелыми и целеустремленными, — заявила она.
«Особенно значимо, что сегодня на одной площадке встречаются эксперты, работающие с одаренными детьми, специалисты коррекционной педагогики, методисты, разрабатывающие инновационные педагогические технологии в сфере инклюзивного образования, а также представители предприятий, выпускающих специальную продукцию для людей с ограниченными возможностями здоровья. Уверен, что на площадке форума в стенах ПсковГУ состоится содержательный разговор, а его результаты послужат созданию комфортной и безопасной образовательной среды, где каждый сможет найти свое место и открыть свои способности», — отметил заместитель начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Олег Токун.
Ректор ПсковГУ Наталья Ильина подчеркнула, что тема, заявленная форумом, неслучайна для Псковского государственного университета.
— В нашей стране сегодня, по сути, выстроена вся цепочка инклюзивного образования, начиная с детского сада и заканчивая взрослым возрастом социализации в экономику, — напомнила руководитель вуза. — Вместе с тем, на уровне высшей школы есть определенные вопросы, над которыми стоит задуматься. Важно понимать, что инклюзивное образование предполагает разговор по двум тематикам. Прежде всего, нам необходимо обсудить проблемы подготовки педагогических кадров. Не менее важен вопрос разработки особых технологий, причем в аспектах импортозамещения.

Форум «Союзное государство: инклюзивное образование. Центры и технопарки» продолжился пленарным заседанием. Тема встречи: «Инклюзивное высшее образование в Российской Федерации и Республике Беларусь: доступ к образовательным возможностям и реформирование системы подготовки кадров». Модераторами заседания выступили ректор ПсковГУ Наталья Ильина и ректор Витебского государственного университета имени П.М. Машерова Валентина Богатырёва.
Ректор Валерий Навныко поделился опытом и перспективами подготовки специалистов сферы инклюзивного образования в Мозырском государственном педагогическом университете им. И.П. Шамякина. Директор института педагогики Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент РАО, председатель ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», профессор Елена Казакова выступила с докладом на тему «Инклюзивное образование в контексте достижения национальных целей России». Модераторами заседания выступили ректор ПсковГУ Наталья Ильина и ректор ВГУ им. П.М.Машерова Валентина Богатырёва.
Форум продлится три дня. За это время пройдут презентация проектных решений по разработке прототипа единого межрегионального сетевого ресурса по проблемам инклюзивного образования, включая дизайн-макеты пользовательских интерфейсов и архитектуру системы, панельная дискуссия с директорами школ Псковской области и сотрудниками ПсковГУ «Профессиональная ориентация старших школьников на выбор педагогической карьеры через деятельность психолого-педагогических классов: региональные модели и механизмы решений», акселератор студенческих инициатив.
По итогам форума будет сформирован комплекс методологических рекомендаций, направленных на решение вопросов инклюзии в системе образования Российской Федерации и Республики Беларусь, а также презентация проектных решений по разработке прототипа единого межрегионального сетевого ресурса по проблемам инклюзивного образования, включая дизайн-макеты пользовательских интерфейсов и архитектуру системы. Кроме того, организаторы подготовят банк рекомендуемых к внедрению образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ с использованием специальных технических средств обучения, AR, VR-средств и презентацию лучших практик создания инновационных экспериментальных площадок для всестороннего обеспечения инклюзивного образовательного процесса.