Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Интеграция

04.11.2013

Секреты инвестиционной политики

Трем главным участникам Таможенного союза – России, Беларуси и Казахстану – есть чему поучиться друг у друга. Речь идет о тонких механизмах стимулирования роста экономики государством через банковский сектор. Так, по мнению академика С.Ю.Глазьева на примере этих стран мы имеем три модели, которые существенно отличаются друг от друга.<br />

Трем главным участникам Таможенного союза – России, Беларуси и Казахстану – есть чему поучиться друг у друга. Речь идет о тонких механизмах стимулирования роста экономики государством через банковский сектор.

По мнению академика С.Ю.Глазьева на примере России, Беларуси и Казахстана мы имеем три модели, которые существенно отличаются друг от друга. Есть российская модель – это модель открытой, крайне либерализированной экономики. В отличие от нее для белорусской модели важно сохранение планирования и плановых инструментов, пятилеток с конкретными целями и в макроэкономических индикаторах, и в физических показателях. Казахская модель – это модель сочетания либеральной среды с решимостью государства отвечать за стратегическое развитие, т.е. реализовывать, а не просто декларировать цели и задачи, направлять деятельность инвесторов, создавать льготные условия для приоритетных направлений.

В соответствии с разницей своих моделей страны по-разному отреагировали на прошедший кризис и с разным успехом пытались выйти из него. Надо сказать, что хуже всего это получилось у России.

Российские околоправительственные группы экономистов решили сделать ревизию концепции долгосрочного развития на еще более ультралиберальных принципах с еще более амбициозными задачами, чем были заявлены к 2020 году. Безотносительно к этим планам антикризисные деньги были распределены между коммерческими банками произвольным образом. В результате российская программа оказалась самой дорогой, а деньги, распределенные через коммерческие банки, до реального сектора не дошли и только вызвали всплеск инфляции.

Банки в России получили больше двух триллионов рублей  вливаний, что превысило половину ВВП, в то время как Беларусь и Казахстан обошлись более скромными цифрами в 15-20%. Наши банки отреагировали на получение денег от государства спекуляцией, они сыграли на девальвации рубля, получив около 300 млрд. рублей прибыли, и вместо того, чтобы двинуть деньги в реальный сектор, оставили их у себя и ужесточили условия кредитов. В результате предприятия ничего не получили.

В Беларуси и Казахстане антикризисная программа была четко увязана с долгосрочными стратегическими задачами, и выделяемые на борьбу с кризисом деньги инвестировались в соответствии с этими планами. Это дало долгожданную стабилизацию.

Возьмем белорусскую модель. По ходу заметим, что если в России деньги печатаются под покупку иностранной валюты, то в Беларуси эмиссия исходит из спроса, который предъявляет реальный сектор, и деньги эти распределяются государством как кредитные ресурсы для предприятий по низким процентным ставкам и на долгосрочной основе через банковскую систему, которая находится под контролем государства.

Формально главным источником инвестиция в Беларуси являются собственные средства предприятий вкупе с кредитами отечественных банков и заемными средствами. Но белорусская банковская система, находясь под контролем государства, работает как институт развития. Здесь ситуация аналогична китайской, где банковский сектор тоже под контролем государства и ведется достаточно гибкая денежная политика, когда под планы модернизации и под новую технику предприятия могут имеет столько денег, сколько им для этого нужно. Возвратность достигается жесткими методами контроля за занимающими предприятиями. В Беларуси, как уже было сказано, денежная эмиссия привязана к потребностям реального сектора в заемных средствах, что обеспечивает предприятия долгосрочными кредитами. Причем у Беларуси достаточно сложное положение в отличие от России и Казахстана, которые могут жить за счет экспорта сырьевых ресурсов.

Что же качается казахстанской экономики, то здесь высока роль иностранных инвесторов, которые имеют доступ к кредитным ресурсам, а также высокодоходный сырьевой сектор позволяет финансировать инвестиции за счет собственных средств.

В России финансирование инвестиций – дело рук самих предприятий. Роль банков после кризиса даже сократилась, несмотря на влитые в них средства, которые они провернули через валютные спекуляции, и предпочли вернуть деньги государству, чем вкладывать их в реальный сектор.

В результате по всем показателям – темпам прироста валового внутреннего продукта, темпам роста, приросту промышленного производства, сельского хозяйства, инвестициям в основной капитал – Россия идет позади Казахстана и Беларуси.

Успехи китайской, белорусской, казахстанской моделей инвестирования в реальный сектор должны заставить Россию серьезно задуматься над недостатками ее банковской системы, которая никак не может стать действенным инструментом развития реального сектора нашей экономики.

Евгений Широков