Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Интеграция

22.02.2013

Григорий Рапота: «Союзное государство России и Беларуси еще создается — без спешки и нажима»

В интервью Еженедельнику «2000» Государственный секретарь Григорий Алексеевич Рапота рассказал о том, чем живет сегодня Союзное государство, с какими проблемами сталкивается, что уже сделано и что предстоит сделать, как идут интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

В интервью Еженедельнику «2000» Государственный секретарь Григорий Алексеевич Рапота рассказал о том, чем живет сегодня Союзное государство, что уже сделано и что предстоит сделать.

— Григорий Алексеевич, когда в 1997 г. стороны подписывали Договор о Союзе, он мыслился как «политический проект союза России и Беларуси с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством». Что удалось и что не удалось сделать на сегодняшний день?

— С 1992 года идет процесс построения Союзного государства. И ряд задач уже решен, что пошло на пользу обычным людям. Ликвидация пограничного и таможенного контроля на границах России и Беларуси — огромное достижение, благодаря которому люди действительно чувствуют себя комфортно на всем российско-белорусском пространстве.

Процедура пересечения границы всегда обременительна: надо иметь действующий загранпаспорт, согласие на вывоз ребенка, если он следует только с одним родителем, и т.д. А пересечение границы поездом, например, отнюдь не способствует комфортной поездке. Вот поэтому настоящим достижением я считаю и то, что на одном из поездов между Киевом и Москвой пограничный и таможенный контроль производят при посадке. Моя супруга этим поездом ехала и пришла в восторг: «...никто нас не дергал, не будил среди ночи...»

Этот пример демонстрирует нашу философию построения Союзного государства: мы стремимся к тому, что облегчает нашу жизнь.

Так вот, одна из основных задач любых интеграционных действий — сделать так, чтобы люди из одной страны не чувствовали себя иностранцами на территории другой, были как у себя дома. Граждане России и Беларуси, оставаясь гражданами своих стран, могут свободно передвигаться, проживать, трудоустраиваться, получать образование, медицинскую помощь и пенсионное обеспечение на всем пространстве Союзного государства.

— Существует ли «дорожная карта» строительства Союза? Скажем, в 2015 г. — единая валюта, в 2016-м — избираемый союзный парламент, в 2017-м — общая конституция...

— Мы еще не подписали конституционный акт, не решили вопрос с общей валютой или создания единой платежной системы (сейчас все с интересом смотрят на Европу, что там происходит с общей валютой, как они решат возникшие проблемы, стоит ли повторять их путь или придумать что-то свое).

Решение этих задач требует деликатного подхода, нельзя торопиться, потому что должны созреть условия. Наш позитивный совместный опыт в экономике, науке, внешней политике создает основу для принятия более серьезных решений естественным, спокойным и безболезненным путем. Поэтому у нас нет жесткого календаря, графика, но есть понимание, как нужно двигаться. Не стоит забегать вперед за существующую грань готовности государств делиться своими полномочиями.

— Проще говоря, отдавать часть своего суверенитета...

— Конечно, а как иначе? Таможенный союз тому пример — надо часть суверенитета отдать. Но это должно быть непременно добровольным, недопустимо никакое принуждение. Только тогда это будет работать. Вот почему, еще раз подчеркну, мы не ставим никаких временных рамок. А просто говорим: чтобы достичь этого, мы сейчас работаем, к примеру, над решением таких задач, как создание единого энергетического и транспортного пространства, гармонизация социального законодательства, в том числе в сфере образования и здравоохранения... В результате возникает такое естественное слияние. Не должно быть никакого нажима.

Меня, как россиянина, задевает, когда говорят, мол, Россия вынашивает имперские планы воссоздания Советского Союза. Это просто невозможно! Помните, когда распался СССР, в обиход вошла очень яркая поговорка: те, кто не жалеет об утрате великого государства, не имеют сердца, а те, кто думает, что его можно вернуть, не имеют ума. Так что о восстановлении Советского Союза речи не идет. При любой форме интеграции большая часть суверенитета остается у государств.

— Бюджет Союза Беларуси и России — около 5 млрд. российских рублей — профинансирует в этом году ряд программ. Что это за союзные программы? По каким приоритетам они определены?

— Поначалу решали так: давайте в каких-то отраслях сложимся и наладим выпуск общего для Союза некоего продукта, скажем, дизельного двигателя или телевизора. Потом пришли к выводу, что субсидировать производство — не очень удачная идея. Тем более сейчас, после вступления России в ВТО, субсидирование промышленности подпало под очень серьезные ограничения. Но во всем мире распространена практика объединения усилий и участия государства в создании инновационного продукта и новых технологий. И мы в программах Союзного государства сосредоточились на этом. Наш бюджет пусть и невелик — а он действительно составляет около 5 млрд. российских рублей, — но нацелен на создание инновационного продукта. К тому же этот продукт относится к разным сферам: космической, медицинской, сельскохозяйственной и многим другим.

У нас также очень большая программа по культурному обмену, в сфере информации и массмедиа.

— Сразу вспоминается ежегодный медиафорум в Минске, собирающий журналистов со всего постсоветского пространства...

— Мы будем это обязательно продолжать. Ведь пресса обеспечивает нам обратную связь, обращает внимание на узкие места, показывает успех или неудачу наших действий.

Отмечу также, что программы Союзного государства могут охватывать любое количество государств-участников, поскольку не имеют политической ангажированности. К примеру, разрабатывается идея скоростного железнодорожного маршрута Москва — Минск — Варшава на основе существующего испанского проекта Talgo. У Союзного государства и европейских стран разная ширина колеи, и этот проект предусматривает автоматическую перенастройку ширины колесных пар, что позволит избежать потери времени и лишних трудозатрат на границе между Беларусью и Польшей.

— Не ушел ли проект Союзного государства в тень, уступив приоритеты Таможенному союзу, ЕЭП и будущему Евразийскому экономическому Союзу?

— Основа Таможенного союза — это создание единой таможенной территории с внешней границей, отсутствием внутренних барьеров и с наднациональным органом, который управляет этой территорией. То есть вопросы таможенно-тарифной политики находятся в компетенции наднационального органа. Так вот, Россия и Беларусь были первыми странами, которые подписали соглашение о создании Таможенного союза. Потом присоединился Казахстан.

В рамках Союзного государства работает совместная Коллегия таможенных служб. Отрабатывается система электронного декларирования и единая автоматическая система, которая позволяет при ввозе груза на единое пространство (скажем, из Литвы в Беларусь, где он декларируется) передавать информацию об этом уже через 20 минут в Москву. То есть таможенники России и Беларуси взаимодействуют в реальном времени. Сейчас эта система внедряется и в Казахстане. Это пример того, как Россия и Беларусь отрабатывают модель, способную функционировать и в более широких масштабах.

— В 2015 году намечено создание Евразийского экономического союза...

— Мы тоже в Союзном государстве не будем стоять на месте! Более того, постараемся идти на полшага впереди этого процесса. Станем отрабатывать модели, полезные для ЕАС.

— Не растворится ли в нем Союзное государство?

— До 2015 года точно не растворится. И говорю так не потому, что мне должность дорога, а исходя из предыдущего опыта.

— Григорий Алексеевич, оценивая ваш личный опыт, могли бы вы сравнить работу генерального секретаря ЕврАзЭС и госсекретаря Союзного государства: что общего, в чем различия, где труднее?

— Различие прежде всего в правовой структуре. ЕврАзЭС с самого начала был сформирован как международная организация. Украина, кстати, тоже активно участвовала в качестве наблюдателя, как Молдова и Армения. ЕврАзЭС тогда получил аккредитацию в ООН, развивал сотрудничество с другими международными организациями. Не все проходило гладко — как всякое новое межгосударственное объединение, оно вызывало в лучшем случае интерес, в худшем — подозрение. И мы старались все эти подозрения развеять политикой открытых дверей, полной прозрачностью нашей деятельности.

А вот Союзное государство еще создается. Но и тут у нас политика открытых дверей — для тех, кто желает присоединиться или взаимодействовать в любой области нашей деятельности. Я говорил о наших союзных программах, думаю, они могут быть интересными для других стран — пожалуйста, участвуйте. И такое участие не налагает никаких обязательств политического характера, это чисто прагматические вещи.

— О таком участии — без политических обязательств вы в Киеве вели речь?

— Вот с вами веду! (Смеется.) И готов всем рассказать! Тем более в рамках СНГ есть стремление развивать научно-техническое сотрудничество. Я помню собрание в Ялте, когда премьеры стран СНГ приняли такую программу и создали научно-технический совет. Повторюсь: здесь Россия и Беларусь могут поделиться опытом, который, возможно, окажется полезным, пригласить к участию соседей. Наша интеграция закономерна: в России взят курс на модернизацию, а Беларусь прямо заинтересована в создании и совершенствовании экспортного конкурентоспособного продукта.

— Вы наблюдаете за вечной уже дискуссией, куда Украине вступать, а куда поостеречься?

— Украина — крупное европейское государство, у которого непременно должна быть многовекторная политика, учитывающая интересы страны на западе, на востоке, на севере и на юге. И все они должны быть в определенной гармонии, без противоречий между ними. Мне кажется, можно достичь такой гармонии для блага страны. А мы со своей стороны открыты к диалогу.

Справка «2000»

Григорий Рапота родился в 1944 г. в Москве.

Окончил Московское Высшее техническое училище им. Баумана и Краснознаменный институт внешней разведки. Генерал-лейтенант запаса. Работал в первом Главном управлении КГБ СССР и в диппредставительствах СССР в США, Швеции и Финляндии. Занимал посты замдиректора Службы внешней разведки и замсекретаря Совета Безопасности Российской Федерации, генерального секретаря ЕврАзЭС, полномочного представителя президента РФ в Южном и Приволжском федеральных округах. В 2011 г. назначен госсекретарем Союзного государства.

Игорь Слисаренко
www.2000.net.ua
Еженедельник «2000»
Выпуск №8 (643) 22 – 28 февраля 2013 г.