Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Интеграция

06.12.2013

Инновационный прорыв белорусской экономики

Сейчас даже страны с сырьевой экономикой задумываются о том, как обеспечить быстрый переход на инновационные рельсы. Что уж говорить о Беларуси, не имеющей своих энергоресурсов. Однако и она обладает всеми предпосылками для разработки собственного инновационного пути развития.

Сейчас все чаще говорят о необходимости инноваций. Даже страны с сырьевой экономикой задумываются над переходом на инновационные рельсы. Что уж говорить о Беларуси, не имеющей своих энергоресурсов. Но вместо энергоресурсов она обладает мощными предпосылками для инновационного развития.  Беларусь сохранила квалифицированные кадры инженерно-технических работников на крупных предприятиях, научный потенциал, высокий образовательный и квалификационный уровень занятого населения. В стране действует эффективная система государственного управления. 

У белорусов сложилась мощная фундаментальная академическая наука. Сейчас на основании глобальных трендов технологического и экономического развития Академия наук разработала Стратегию проведения научных исследований до 2015 года. Совместно с Государственным комитетом по науке и технологиям завершается работа над приоритетами научно-технической деятельности, которые будут внесены на утверждение Президента Республики Беларусь и станут основой Государственных комплексных целевых научно-технических программ на следующую пятилетку. На первое место выходят такие отрасли как биотехнологии, космос, фармацевтика, информационно-коммуникационная сфера. Основная задача – вывести их в реальную экономику: создать институциональные условия, инфраструктуру, систему экономических стимулов для быстрого развития производственного инновационного бизнеса

Беларусь выбрала несколько направлений для инновационного развития. Во-первых, это создание опытно-промышленных производств, благодаря чему не только идет обкатка научных разработок, но и осуществляется выпуск товарных партий наукоемкой продукции, которая реализуется на рынке.

Во-вторых, это создание объектов инновационной инфраструктуры Академии наук. Сейчас уже есть семь научно-производственных комплексов – по светодиодной технике, фармакологии и биохимии, микробиологии, ДНК-тестированию, разработке и контролю продовольственных товаров, селекционный центр животноводства и семеноводства многолетних трав. Это и есть инновационное звено, соединяющее науку и производство.

В-третьих, были предприняты конкретные программы по перспективным направлениям – такие как госпрограммы «Инновационные биотехнологии», «Импортозамещающие фармсубстанции», создание светодиодного производства, строительство АЭС, также внесено предложение Академии наук по созданию Парка передовых технологий, основными направлениями деятельности которого станут разработка лазерных технологий, микроэлектроники и оптики. Общий объем произведенный продукции составит более 200 млн. долларов США, при доле экспорта в 90%.

В- четвертых, в Беларуси признают необходимость стимулирования венчурного финансирования науки. И готовы закрепить эти положения на законодательном уровне. В принципе главными составляющими в инновационном развитии белорусским правительством признаны финансы, инфраструктура, законодательство, кадры. До сих пор законодательно не закреплено, что интеллектуальная собственность и результаты научных исследований – это товар, обращающийся на рыночных принципах. До сих пор наука требует систему предоставления налоговых льгот для научной деятельности.  До сих пор  речь идет о необходимости поднять привлекательность научного труда и предотвратить эмиграцию белорусских ученых за границу. Кроме того, открытым вопросом по-прежнему остается то, что большинство предприятий под инновациями понимают модернизацию, т.е. приобретение машин и оборудования. Так, в общем объеме затрат на инновации доля технологических инноваций составляет 99,3%, Другие эксперты впадают в противоположную крайность и под инновациями понимают только «ноу-хау» для внешнего рынка, ограничивая инновационные разработки областью IT – технологий.

Но правительство Беларуси, провозгласив в 2004 г. переход на инновационные рельсы, твердо придерживается заявленных амбициозных задач по превращению научных знаний в конкурентоспособные товары. Правительство финансирует более тысячи различных научных и производственных проектов и объем финансирования научных исследований и разработок с каждым годом все увеличивается. Если предыдущая инновационная программа ежегодно обходилась белорусским налогоплательщикам приблизительно в $900 млн., то нынешняя будет дороже. Но внушительное финансирование гарантирует положительную динамику в инновационной сфере. И это сейчас для правительства главное.

Евгений Шаповалов