Беларусь и Смоленская область намерены восстановить пассажирское судоходство по Днепру. Проект предлагается реализовать за счет средств бюджета Союзного государства. Данная тема обсуждалась во время заседания совместной рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Смоленской области, в которой принял участие глава Минтранса Анатолий Сивак. В дальнейшем речь идет о развитии приграничной инфраструктуры в целом.
26 марта с.г. прошло заседание Совместной рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Смоленской области, представителей республиканских и региональных органов государственного управления, концернов, предприятий и организаций Беларуси и Смоленской области России по развитию торгово-экономических отношений на 2014 год. Обсуждался уровень товарооборота и шаги по его увеличению, перспективы сотрудничества в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности и дорожно-транспортной сфере. Также обсуждался вопрос обновления графиков поставок комплектующих для совместных предприятий и возможность создания специальной группы для решения проблемных вопросов в промышленности.
Пример интеграции - участие белорусского предприятия «Днепробугводпуть» в работах по очистке русла реки Днепр. Белорусская организация зарегистрировала свое представительство в Смоленской области и осенью 2013 года приступила к работе. В текущем году работы будут продолжены. Это только начало сотрудничества в данной сфере. Следующим этапом, после расчистки русла Днепра, должно стать развитие пассажирского судоходства между Смоленской областью и Республикой Беларусь. На взгляд А.Сивака, на эти цели целесообразно использовать бюджет Союзного государства.
Министр добавил: «Я хотел бы отметить один объект нашего сотрудничества, который, в контексте происходящих событий, является знаковым. Мы в этом году реализуем проект, фактически это проект Минтранса Беларуси, где участвует наше предприятие «Днепроводопуть» – это работа по очистке русла реки Днепр. Мы знаем, что такое река Днепр, и какие страны и города она соединяет, как на ее берегах зарождалась великая цивилизация. Я для себя ставлю задачу, и я уверен, что она будет поддержана, между Смоленском и Беларусью должно быть движение по Днепру. Может быть, на первом этапе это будет только туристическое движение. Я бы хотел отметить важный момент, что это движение будет ниже по Днепру, и до Киева, и ниже по этому водному пути, а также в обратную сторону»
По итогам заседания министр выступил с рядом предложений, которые были поддержаны губернатором Смоленской области. В частности, принято решение развивать приграничную инфраструктуру. Планируется разработать программу ремонтных работ на автомобильных дорогах общего пользования в приграничных районах Беларуси и Смоленщины. Предполагается реализовать данный проект за счет средств бюджета Союзного государства. Также необходимо улучшить пригородное железнодорожное сообщение между приграничными районами, причем не должно быть стандартных подходов в плане движения поездов и расчетов за эти услуги. Кроме того, достигнута договоренность о развитии туристической инфраструктуры и создании туристических маршрутов.
Известно, что Смоленская область защитила программу углубления русла Днепра очистке берегов и установке пескоуловителей на федеральном уровне и получит 86 миллионов рублей для восстановления судоходства на реке. Углублению подвергнется участок Днепра протяженностью 27 километров. В этом районе находятся исторические и культурные памятники, такие, как археологический комплекс Гнездовские курганы, место убийства первых русских святых — Бориса и Глеба, а также множество древних храмов, расположенных на берегу реки.
Внутри города, вдоль русла Днепра будет сделано несколько туристических площадок в виде пристаней для остановок речных трамвайчиков, где люди будут садиться на водный транспорт и осматривать городские достопримечательности. Судоходство на Днепре существовало в 1960-1970-х годах, когда по реке курсировали грузовые баржи и прогулочные плоскодонные суда. В 1977 году решением региональных властей судоходство было прекращено из-за обмеления реки в результате мелиоративных работ.
Елена Шикова