Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Интеграция

10.12.2014

А.А.Кубрин: На заседании в Минске очень много и конструктивно говорилось о союзных программах

В Минске прошло 7 заседание Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и Санкт-Петербурга. Наш корреспондент попросил А.А.Кубрина, заместителя Государственного Секретаря – члена Постоянного Комитета Союзного государства поделиться своим мнением о прошедшем заседании.

26-27 ноября текущего года в Минске прошло седьмое заседание Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и Санкт-Петербурга – важнейшего инструмента налаживания взаимовыгодного экономического сотрудничества Беларуси и северной столицы России в рамках Союзного государства. Наш корреспондент попросил А.А.Кубрина, заместителя Государственного Секретаря – члена Постоянного Комитета Союзного государства поделиться своим мнением о прошедшем заседании. Вот его комментарий.

Сопредседателями заседания были Председатель Правительства Беларуси Михаил Владимирович Мясникович, возглавляющий Совет, и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко.

Это не первое заседание Совета делового сотрудничества, в котором я принимал участие, но такого насыщенного конкретикой, столь интересного и полезного, каким было нынешнее, я не припомню. Естественно, я говорю о той сфере, которую курирую в рамках Постоянного Комитета Союзного государства - экономика, отраслевые программы, оборонная промышленность, военно-техническое сотрудничество.

Практически половина выступавших на заседании Совета говорила об отраслевых проблемах и успехах в промышленности, науке, развитии технологий, отмечала огромную важность тех работ, которые выполняются в рамках союзных программ.

То есть, говорили не просто о межрегиональном сотрудничестве, а особо подчеркивали, что данная тематика реализована в ходе выполнения такой-то союзной программы; сейчас получены дополнительные конкретные результаты, и надо двигаться дальше в этом направлении и так далее.

Обозначали, конечно, и проблемы. Говорили, например: «Программа перспективная, мы готовы работать по ней и дальше, но никак не можем ее согласовать в Минфине, не можем пройти Минэкономразвитие».

Я приведу несколько примеров. Скажем, с российской стороны выступил В.А.Шубарев, генеральный директор ОАО «Авангард». Это предприятие занимается разработкой инновационных технологий и производством продукции радиоэлектроники, микросхемотехники, приборостроения, а также производством базовых несущих конструкций радиоэлектронной аппаратуры. Мы работали с «Авангардом» в рамках союзной программы «Микросистематехника». Сейчас она завершается. Другими исполнителями реализуется союзная программа «Компомат» - по созданию новых материалов на композитной основе.

О желании участия в союзных программах говорил директор завода «Комсомольская правда». Это - крупнейшее специализированное предприятие Северо-Запада России по переработке пластмасс. Основные направления деятельности - производство специальных изделий с заданными свойствами из полимеров.

Эти же вопросы поднимались в отношении продукции предприятия «Звезда», которое является одним из крупнейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга, российским лидером по производству легких высокооборотных дизельных двигателей различного назначения.

Эта же тема была отражена руководством белорусского Научно-производственного холдинга точного машиностроения «Планар», крупнейшего предприятия Республики Беларусь в области электронного машиностроения – первенца развития сотрудничества между Беларусью и Россией, головного исполнителя 2-х союзных программ серии «Победа» и инициатора формирования программы «Электронмаш-65»

Очень хорошие доклады представили первый заместитель Министра промышленности Беларуси Г.Б.Свидерский, Председатель Госкомитета по науке и технологиям Беларуси А.Г.Шумилин.

Хочу отметить, что практически все выступавшие говорили о мультипликативном эффекте, который возникает в ходе реализации союзных программ.

Известно, что один рабочий, занятый в строительстве, обеспечивает работой еще 8 специалистов в других областях: в производстве металлоконструкций, химической, транспортной отраслях и т.д.

В союзных программах то же самое. Программа охватывает сначала одну тематику, а потом от нее идут, так сказать, ответвления. Например, в рамках взаимодействия Светлогорского комбината химического волокна с той же «Комсомольской правдой» подключаются завод «Композит» из Санкт-Петербурга. Композитные конструкционные материалы, которые появляются в результате такой кооперации, могут использоваться в самых разных областях. Это – трубы, ткани, покрытие кабелей, спецодежда. Это – коконы и корпуса для ракет. И еще много-много областей применения. То есть, возникает синергетический эффект.

Вот это и обсуждалось на совещании. Причем, очень много внимания уделялось не только и не столько ходу выполнения программ, но и перспективам их развития. Например, завершилась одна программа в рамках развития электронной компонентной базы. Надо обязательно идти дальше. Ведь защищенная, устойчивая к воздействию радиации электроника – это и космические аппараты, и атомная энергетика, и многое другое.

Много внимания участники заседания уделили проблемам реализации союзных программ. В частности, проблеме ведомственной нормативной базы, которая иногда, как ни странно, вступает в противоречие с государственными интересами. Раньше в советские времена эта проблема решалась государственным органом – Госпланом, который планируя уже в рамках всего государства, полномочно решал, какому ведомству надо поступиться своими интересами, если речь в данном случае шла об интересах всей страны.

Скажем, сегодня высшее руководство России говорит, что приоритетной задачей развития государства и общества является развитие промышленности. А в документах основного финансово-кредитного инструмента государства – Центрального банка - про это нет ни слова. Там очень много написано про инфляцию, стабилизацию, укрепление рубля, но ничего не сказано о том, что Центробанк обеспечивает развитие промышленности страны путем кредитования и инвестирования. Если бы такое положение появилось в нормативных документах Центробанка, ему бы пришлось искать и находить инструменты для реализации задач индустриализации и модернизации. И как мы ни просили Центробанк внести дополнения в свою нормативную базу, он всячески от этого уходит.

Схожая ситуация наблюдается и в Министерстве экономического развития РФ, и в Министерстве финансов РФ. Словом, эти вопросы надо решать.

Очень интересную тему поднял на заседании руководитель аппарата Национальной академии наук Беларуси академик П.А.Витязь. У нас ведь в свое время совместным решением Постоянного комитета и национальных академий был создан Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства, в состав которого вошли десятки авторитетных ученых России и Беларуси. Сопредседатель с российской стороны - Ж.И.Алферов, с белорусской - П.А.Витязь. Так вот, П.А.Витязь предложил придать Межакадемическому совету статус консультативного, экспертного органа Союзного государства, например, при Совете Министров Союзного государства.

Ведь на сегодняшний день в структуре Союзного государства нет независимого экспертно-консультативного органа. И когда необходима экспертная оценка любой программы или проекта, мы обращаемся к тем, кто их выдвинул, кто их будет реализовывать. Сами понимаете, на полную беспристрастность в такой ситуации трудно рассчитывать. Более того, по той схеме, по которой мы сегодня работаем, на согласование концепции или программы может уйти от полутора до четырех лет. Кто возьмется за экспертизу проекта, если его реализация начнется через четыре года!? Как его вообще можно проанализировать!?

Мы в Постоянном Комитете неоднократно говорили – давайте создадим независимый экспертно-консультативный совет. Понятно, что за любую экспертизу необходимо платить. Во всем мире - это общепринятая практика. Более того, у нас в России в государственных и в частных структурах это тоже ни у кого не вызывает недоумения. Но почему-то считается, что в рамках Союзного государства за экспертизу платить вовсе необязательно.

Вот мы и предлагаем создать в Союзном государстве небольшой фонд в 50-100 миллионов рублей, средства которого и будут направляться на экспертно-консультативное сопровождение наших программ и проектов.

Предложение П.А.Витязя, которое он озвучил в ходе заседания, Премьер-министр Беларуси М.В.Мясникович взял на заметку, сказав в конце заседания «Коллеги, вот проект протокола, куда мы внесем все предложения и замечания, которые прозвучали. Вносим все, а потом проект доработаем».

Надеюсь, что после доработки протокол будет принят сторонами – М.В.Мясниковичем и Г.С.Полтавченко и станет основой для дальнейшей проработки всех вопросов и проблем, поднятых на заседании, которые касаются союзных программ.

Я думаю, что в конце января - начале февраля будущего года делегация Постоянного Комитета вместе с представителями Беларуси поедет в Санкт-Петербург, чтобы там вместе с принимающей стороной более детально обсудить все поднятые в Минске вопросы.

Подготовил Вадим Лапунов

Фото Георгия Погорелова