Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

30.03.2019

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Вадим Моденов: в развитии Арктики Россия и Беларусь станут партнерами и соинвесторами

Руководитель Фонда «Арктика-СГ» ответил на вопросы корреспондента нашего сайта

Союзное государство двигается в Арктику. Не переезжает, конечно, однако разрабатывает программы, способствующие совместному российско-белорусскому освоению Заполярья. Летом прошлого года Постоянный Комитет Союзного государства организовал экспертно-медийный пресс-тур в Мурманскую область, а в феврале были анонсированы связанные с севером информационно-просветительские программы. Какие точки соприкосновения Союзного государства и Арктики? С этим и другими вопросами мы обратились к директору созданного в прошлом году Фонда поддержки высокотехнологичных инновационных программ социально-экономического развития Арктики, международного и регионального сотрудничества «Арктика – СГ» Вадиму Моденову.

- Вадим Александрович, скажите, а Беларуси Арктика зачем? России — понятно, это северный морской путь, полезные ископаемые и прочее. Но у Беларуси самая северная точка находится на широте Москвы…

- Ну, и как Россия одна, без партнеров и инвестиций, будет осваивать эти сложные территории? Да никак. Это настолько большая задача и громадные пространства, что там места хватит на всех. И если сейчас Беларусь рассматривает Россию как рынок сбыта, то в Арктике она будет уже инвестором. Владимир Путин ведь сказал, что освоение Арктики — это 100 лет и 25 миллионов человек. России на этом пути без помощи друзей не обойтись. В Беларуси немало технических разработок, которые могли бы пригодиться в Арктике. В рамках форума Союзного государства я много общался со специалистами, и оказалось, что в живущей в средней полосе Беларуси уже очень много разработано такого, что может быть востребовано при создании северной инфраструктуры. 

- То есть БЕЛАЗы для Заполярья уже стоят в ангарах?

- Да, и не только они. В Беларуси есть и техники для добычи полезных ископаемых, и самые высокие технологии. Здесь готовят специалистов для горнорудной промышленности, а это необходимые для Арктики профессии. Очень много белорусов работает в российских естественных монополиях, в нефтяных компаниях, это очень компетентные специалисты с качественным образованием. 
А наша главная задача — интеграция программ Союзного государства в арктические программы. Для того, чтобы подготовить общество — и в России, и в Беларуси - к освоению Арктики, мы разрабатываем просветительские программы. Это не пропаганда, ведь в Арктике у нас нет врагов, а пропаганда нужна в основном там, где есть информационное противодействие. Здесь же нам нужно именно просвещение. Мы должны описать, как работает пространство, показать, как оно функционирует. Чтобы люди получили информацию и сами приняли решение, хотят они там жить и работать или нет.
Наш Фонд не зарабатывает деньги. Мы должны создать экспертное сообщество для анализа арктических программ, аккумулировать средства и передавать их на конкретные проекты. Плюс координировать реализацию этих проектов. А вообще, в перспективе любое государство, которое хочет поучаствовать в развитии Арктики, может прийти к этому через площадку Союзного государства. 

- А сейчас в России и Беларуси много желающих отправиться работать на суровые севера?

- Мы пока не выходили с публичными предложениями, так что кандидаты на отправку за Полярный круг к нам не приходят. Но мы уже три года проводим небольшие семинары в Белорусском национальном техническом университете, обсуждаем работу на севере с молодыми специалистами во время форумов Союзного государства… И есть ощущение, что потенциальных желающих отправиться в Арктику будет много. Другого и быть не может, романтика севера есть у всех поколений. Вспомните освоение Заполярья в советские времена, тот же БАМ. Это всегда было делом молодых, возможность взять хороший старт в карьере. Жизнь на севере выдерживают сильные люди, но это такой социальный лифт, который очень быстро движется вверх. Сейчас возможностей найти достойную работу в нашей полосе все меньше и меньше. Типичная ситуация, когда парень заканчивает бауманский институт, а потом, чтобы прокормить семью, идет торговать мобильными телефонами. И я уверен, спрос на работу в Арктике и среди россиян, и среди белорусов будет очень большим.
Чем дальше, тем этот спрос будет больше. Там найдут себя наши дети и внуки. Это новый мир, это новые технологии, там работы — непочатый край. Ведь как было в СССР. Человек поехал «на севера», 5-6 лет поработал, вернулся, купил квартиру, машину, устроился работать на хорошее место. В будущем будет то же самое.  

- Какие российско-белорусские арктические программы уже действуют и какие ждать в ближайшие годы?

- Действующих пока нет, мы в самом начале большого пути, рассчитанного на долгие годы. Прежде чем идти туда, на Север, мы должны подготовиться здесь. Вооружиться технологиями жизнедеятельности, работы, логистики, утилизации отходов. И с этой точки зрения белорусские производственные ресурсы, ее научная база могут принести огромную пользу.
Арктика, кстати, чем-то очень похожа на космос. И там, и там мы пока можем жить и работать лишь как кочевники, вахтовым методом. И на севере, и в космосе специальные технологии, способные обеспечить жизнь и деятельность человека. 
Сейчас наш Фонд начинает с молодежной арктической программы, она верстается на ближайшие годы. В августе первая группа молодых людей поедет по этой программе и познакомится с жизнью там. 23 апреля мы проведем международную конференцию по арктической медицине, обсудим создание стандартов в этой области. Это будет небольшой форум с сотнями участников, соберутся человек 60, не больше. Но зато какие это умы, какие специалисты! Думаю, в дальнейшем они и составят костяк нашего экспертного сообщества по этой тематике. 

- Сейчас освоение Арктики — это зона ответственности в основном военных. Как вы, гражданские, намерены вклиниться в этот процесс?
 
- Все правильно, так и должно быть. Сначала приходят военные, ставят пограничные столбы и как бы говорят: это наша территория. Потом строятся аэродромы, порты, прокладывают дороги, разрабатывают месторождения и строят города. И тут уже не обойтись без гражданских специалистов самых разных высокотехнологичных профилей. К тому же, технологии, направленные на оборону этого нашего общего пространства, здесь нужны как, наверное, нигде. И это, кстати, тоже область, где белорусская научно-техническая мысль способна оказать России большую помощь.
Вообще, то, что у нас есть огромные арктические территории — этот залог миролюбия наших стран и Союзного государства. Нам не надо ни на кого нападать, нет нужды ни у кого отбирать территории, у нас их столько, что вам и не снилось. Это в Европе сотнями лет воюют друг с другом за место под солнцем. А у нас этого места хватает.