Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

04.10.2019

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Евгений Прейгерман: Уникальное положение Беларуси позволяет внести серьезный вклад в систему европейской безопасности

Директор Совета по международным отношениям «Минский диалог» рассказал о предстоящем форуме «Европейская безопасность: отойти от края пропасти»

7 октября в Минске начнет работу форум Совета по международным отношениям «Минский диалог», который называется «Европейская безопасность: отойти от края пропасти». Это одно из главных и ожидаемых событий в области внешней политики Беларуси. На форуме выступят президент страны Александр Лукашенко, известные политики и эксперты как из России и Беларуси, так и из западных стран. О роли форума нашему сайту рассказал директор «Минского диалога» Евгений Прейгерман.

- Какова роль предстоящего форума, может ли обсуждение привести к изменениям в системе европейской безопасности?

- Наш форум — если не единственное, то одно из очень немногих мест, где эксперты и официальные лица из стран, которые сейчас находятся не в самых простых отношениях, могут общаться друг с другом напрямую, на одной площадке. У нас будут выступления и представителей НАТО, и ОДКБ, и ОБСЕ. Россия, США, Германия, Китай, Турция, большинство европейских стран… В таком составе и на таком уровне нигде сегодня, к сожалению, вопросы безопасности не обсуждаются.

В Минске встретятся люди, которые друг с другом в последние годы нигде не встречаются. В этом уникальность форума «Минского диалога» и миссии, которую мы хотим развивать. Ведь на протяжении многих столетий складывалась такая ситуация: если большие игроки европейской политики между собой конфликтовали, то, к сожалению, их конфликт выливался в какой-то кризис на нашей территории. Поэтому любое обострение в Европе здесь, в Беларуси, чувствуется вдвойне. Мы хотим избежать дальнейшей эскалации, использовать наши возможности по проведению такого рода дискуссий. В этом и состоит главная особенность форума.

- Любое подобное мероприятие, с одной стороны, дает его участникам возможность высказаться, а с другой — помогает навести мосты, наладить контакты и связи. Для вас какая из этих двух составляющих превалирует?

- К сожалению, мы находимся в такой точке развития событий, когда нужно делать все одновременно. Как минимум ценно, что есть возможность обменяться мнениями и даже эмоциями. Но так же важно перевести диалог в конструктивное русло. Поэтому, помимо политических сессий с участием действующих или бывших политиков, у нас довольно много мероприятий, которые соберут ведущих экспертов. Будут презентованы конкретные наработки в области безопасности различных аналитических центров. Таким образом мы совмещаем простую возможность поговорить и продвижение новых конструктивных идей.

Кстати, это еще одна особенность форума: мы стараемся сделать микс, "солянку" из официальных лиц — чиновников, дипломатов, а также из экспертов. Две дискуссии — то, о чем говорят официальные лица, и то, что обсуждают эксперты, — зачастую отличаются. Мы хотим, чтобы они сблизили свои позиции, а не жили в разных мирах, как это часто бывает.

- Проходят ли подобные конференции и форумы в Западной Европе? И приглашают ли на них представителей Союзного Государства?

- Многие дискуссии да западных площадках сводятся не к выработке общих мер безопасности, а к обсуждению с союзниками стратегии противодействия противникам. Собираются единомышленники. Если это конференция по безопасности, то это люди, которые чуть ли не в унисон рассуждают о том, как выстроить систему сдерживания России, зачастую фантазируя о том, что Россия кого-то собирается захватывать. Участники этих мероприятий, как правило, сами в Россию не ездят, да и россияне на этих площадках не появляются. А если и появляются, но не в самом, скажем так, репрезентативном составе, у них зачастую большие сложности с тем, чтобы высказать официальную точку зрения той же Москвы. Такие дискуссии вряд ли имеют какую-то практическую пользу, доминантой остается разговор единомышленников.

- Одна из тем форума звучит так: «Может ли Беларусь стать историей успеха восточноевропейской безопасности». Как вы думаете, для Беларуси это возможно в отрыве от безопасности России?

- В том и дело, что у Беларуси не может быть истории успеха в отрыве от России. Но в то же время ее не может быть и в условиях полной конфронтации с Западом. Мы исходим из того, что все, что происходило в региональной безопасности до настоящего времени, все, что можно назвать историей неуспеха, — это результат попыток строить безопасность в рамках одного из конфликтующих лагерей, противопоставляя себя второму лагерю. К чему приводят такие попытки, мы видим - пример Украины и Грузии у нас перед глазами.

Беларусь в этом плане находится в уникальной ситуации. С одной стороны, мы военно-политические союзники с Россией, в случае какого-то серьезного противостояния у нас есть расставленные приоритеты и конкретные обязательства в этом плане. Но в то же время мы как ни одна другая страна в регионе можем сыграть примиренческую конструктивную роль по отношению к западным странам и НАТО. У Беларуси есть двухсторонние соглашения абсолютно со всеми странами-соседями, в том числе и с входящими в североатлантический альянс. Этими документами регулируются повышенные меры доверия и безопасности. Кроме того, Беларусь в последнее время выдвинула несколько инициатив, взять ту же декларацию о том, что наша страна не будет нарушать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) даже при том, что этот договор перестал работать, когда его покинули США и Россия.

На этом базисе — стратегические отношения и повышенное доверие с Россией с одной стороны и механизмы как минимум антикризисного регулирования со странами НАТО — Беларусь может внести вклад в систему европейской безопасности. Это и может стать историей успеха.

- Какую, на ваш взгляд, роль в поддержании европейской безопасности играет факт существования Союзного государства?

- Союзное государство выполняет целый ряд позитивных функций в наших двусторонних отношениях. В том числе и в военно-политической сфере. Но вопрос в том, как использовать его потенциал, чтобы способствовать деэскалации военно-политической напряженности и двигаться вперед в области региональной безопасности.

С чисто военной точки зрения Союзное государство, безусловно, играет сдерживающую роль. Но проблема заключается в том, что с такой, исключительно военной точки зрения, проблему рассматривают, например, в НАТО. Если одни и вторые будут так делать, то мы сталкиваемся с феноменом, который в теории международных отношений именуется как "дилемма безопасности". Страна увеличивает свой военный потенциал, думая, что она только сдерживает противника и защищается от возможной агрессии. Другая страна действует так же, каскад нарастает, и все это ведет не к тому, что страны обеспечивают свою безопасность, а к прямо противоположным результатам.

Конечно, все государства, в том числе и в рамках Союзного государства, должны иметь достаточный военный потенциал, чтобы справиться с гипотетическими негативными сценариями. Но если полагаться только на это, можно получить совсем не то, к чему мы стремимся. Надстройка, на мой взгляд, должна быть дипломатическая, нацеленная на то, чтобы остановить эскалационные процессы. И в этом в какой-то степени смысл нашего форума.