С актером Сергеем Астаховым мы побеседовали в промежутке между съёмками в новом фильме «Пересуд». Актёр только что прилетел в Москву со съёмок в Минске, чтобы принять участие в репетиции спектакля «Двенадцать стульев» (он исполнит роль Остапа Бендера). Уже через пару дней Астахов должен был снова лететь в столицу Беларуси.
- Сергей, если верить Интернету, ты снялся более чем в 100 фильмах и сыграл примерно в 50 спектаклях. Какая роль у тебя любимая?
– Невозможно сказать. Это как ребенок любимый, дочка или пацан, разве можно разделить: этот – любимый, а этот – так, вертится под ногами. Все любимые по-своему, и те, что получились, и те, что не получились.
– Часто снимаешься в Беларуси?
– Не часто, но много. Часто – это когда каждый день.
– Какое впечатление о стране?
– Очень тихая, спокойная, приятная. Мне нравится и Беларусь, и белорусы. Это такой Советский Союз в самом лучшем его проявлении. Немножко детством попахивает. Я в Беларуси всегда отдыхаю, это правда. За последние годы страна сильно изменилась: вывески на английском языке появились, заправки лучше стали.
– Есть разница в процессе съёмок в России и в Беларуси?
– Нет. Процесс съёмок везде одинаковый, что на Западе, что в России, что в Беларуси - всё примерно одинаково.
– Если бы не кино и театр, кем бы ты был?
– Тоже не могу на этот вопрос ответить. Я много чего умею делать. Дизайном занимаюсь, не потому, что у меня нет денег пригласить дорогого дизайнера, просто потому, что интересно. Машину иногда сам ремонтирую, потому что хочу сделать своими руками что-то, не связанное с искусством. Диаметрально противоположное. Чтобы отдохнуть, чтобы голова в другую сторону поработала. Когда каждый день читаешь стихи, так и хочется уйти в прозу, вот и здесь так же. Невозможно всё время заниматься одним и тем же.
– У тебя внешность узнаваемая. По улицам не тяжело ходить?
– Нет, я же мешки с песком не таскаю. Иногда просят сфотографироваться. Иногда это приятно, иногда нет, если у меня какие-то неурядицы, проблемы, не очень хорошее настроение. Если я просто не хочу фотографироваться, это абсолютно естественное желание, что в этом такого? Но чаще приятно, потому что люди тебя знают, они что-то твоё видели и это запомнили. Значит им в душу запало. Я никогда не поверю тому актёру, который говорит, что ему всё безразлично и его сильно раздражает, когда на него заглядываются. Любому приятно, когда его узнают.
– Плох тот актёр, который не хочет стать режиссёром?
– Нет. Аль Пачино никогда не был режиссёром, и слава тебе Господи. Он замечательный артист. Я могу себе как режиссёр чуть-чуть помочь сделать роль, но я прежде всего артист, я хочу играть, мне доставляет удовольствие на большом уличном пространстве, для зрителей, которые пришли посмотреть, что-то им подарить, удивить, заставить волноваться. Мне этот энергетический обмен приятен, он даёт силы. Зрительный зал, много людей, которые к тебе хорошо относятся, их энергия проходит через тебя, а ты им отдаёшь её уже в новом качестве. Такой очень ускоренный метаболизм в очень большом объёме.
– А если бы тебе предложили взять руководство театром?
– Я не люблю командовать людьми и вообще кому-то что-то навязывать или учить кого-то. Я люблю учиться, мне нравится что-то впитывать. У меня супруга Вика – учитель, она учит маленьких детишек делать первые шаги. Это очень приятно, почётно, вообще классно. А когда люди уже взрослые, кого учить? Тем более артистов научить вообще невозможно. Они уже сами всё знают, всё умеют. Или думают, что всё знают. Я сам очень много чего не умею, поэтому сам пока лучше буду учиться, чем учить.
- Часто короткие ответы на короткие вопросы дают о человеке больше информации, чем большие интервью. Поэтому блиц-опрос. Твоя любимая книга?
– Джек Лондон, «Мартин Иден».
– Писатель?
– Пушкин. Без вариантов. Он и поэт, и писатель любимый. Александр Сергеевич – солнце русской литературы.
– Актёр?
– Очень многих люблю. Все хороши по-своему. Возможно, Мел Гибсон или Шон Пенн. Из наших – Евгений Леонов.
– Политический деятель?
– Путин. Как любимый? Уважаемый. Если отбросить определённые неудачи, которые есть у любого человека, то позитивное развитие от 1997 года до 2019 колоссально. Я очень хорошо помню 1997 год, помню 1999-й, когда он пришёл, и вижу то, что есть сейчас. Я считаю, что это безусловный и существенный прогресс. Подчеркну, есть огромное число проблем, но это было, есть и будет всегда и везде.
– Вид спорта?
– Лыжи горные. Футбол, хоккей, любой спорт по-своему хорош. Я ничем специально не занимаюсь, поэтому мне всё нравится.
– Вид отдыха?
– Спорт, активная жизнь, всё, что связано с путешествиями. Люблю смотреть и узнавать новое, как и любой человек.
– Животное?
– Кошка. У меня никогда не было кошки, супруга привила к ним любовь. Мы подобрали абсолютно чёрного котенка на улице, у отеля «Кемпински», назвали Кемпа.
– Блюдо?
– Окрошка мамина. Не могу остановиться, пока всю кастрюлю не съем. Знаю, это два-три килограмма в плюс, тем не менее, буду пять раз за ночь к кастрюле подходить, пока всё не выгребу.
– Любимые места в России и Беларуси?
– В Беларуси – вся страна. Не один Минск, Минск даже в меньшей степени. Поля, луга, леса, тишина. Всё красиво, спокойно, хорошо, даже как-то фундаментально, ничего не скажешь. А в России... Я за последние три года побывал более чем в 400 городах, от Владивостока до Калининграда. В год играю приблизительно 150 спектаклей, и каждый раз в новом городе, посёлке. Где остановился, где сплю – там и любимое.