Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

25.12.2019

Автор: Максим ЧИЖИКОВ

Фото: bsu.by

Григорий Василевич: То, что в Союзном договоре предусмотрено создание единого суда, – это важно

Профессор, заведующий кафедрой юридического факультета БГУ, заслуженный юрист Республики Беларусь рассказал нашему сайту о работе по унификации законодательств двух стран



На прошедшей недавно научно-практической конференции «Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы» сближению законодательств двух наших государств была посвящена отдельная секция. После нее корреспондент нашего сайта побеседовал с заведующим кафедрой юридического факультета БГУ, заслуженным юристом Республики Беларусь Григорием Василевичем.

- Григорий Алексеевич, на какой стадии сейчас находится сближение законодательств в рамках Союзного государства?

- Процесс находится на марше, потому что имеется хорошая основа - сам Договор о создании Союзного государства. Но и заключая тот договор, мы не стояли на месте. Вопрос сводится сейчас к тому, чтобы мы безукоризненно исполняли те соглашения, которые заключены в рамках Союзного государства и Договора от 25 декабря 1998 года о равных правах граждан и субъектов хозяйствования.

- Что вы предлагаете сделать в этом направлении?

- На конференции я выступал с докладом, касающимся прямого действия международных договоров, заключенных в рамках Союза Беларуси и России. Мы можем разделять учредительный договор 1999 года и соглашения, которые заключались на основе этого документа. Мне кажется, что большую лепту в этот процесс должны внести национальные суды. Они ориентируются не только на собственные, национальные конституции, но и на международные договоры, которые обладают большей юридической силой, чем законы и иные акты. Есть один нюанс, который разрешён, в частности, в рамках ЕС. Европейские страны придают особое значение, особый статус именно договорам учредительного порядка, которые побуждают государства корректировать даже собственную конституцию. Я думаю, что в перспективе мы должны многое сделать, чтобы развивать отраслевое законодательство: гражданское, налоговое, таможенное, - и выходить, возможно, даже на унифицированные акты. В частности, я внёс предложение подготовить комментарии к Договору о создании Союзного государства. Пусть это будет научно-практический комментарий, но это позволит нам, учёным-практикам, взглянуть на те возможные пробелы, недочёты, которые существуют с точки зрения реализации Союзного договора. Этот комментарий необязателен, как таковой, для правоприменителей и не имеет обязательной юридической силы, но очень часто именно такие комментарии к российскому Уголовному кодексу или, например, к Трудовому кодексу Республики Беларусь, позволяют формировать единую практику, двигаться дальше и устранять противоречия.

- На пленарной сессии конференции речь шла о том, что именно в правовой сфере у России и Беларуси наиболее тесные контакты…

- Безусловно. Контакты есть и между Конституционными судами и прокуратурами двух стран.

- Когда будет единый Конституционный суд в Союзном государстве?

- Я бы не говорил только о Конституционном суде. Важно понять, какие будут дальше политические настройки. Ведь политика, как говорил Владимир Ильич Ленин, - это концентрированное выражение экономики. Неизвестно, как пойдёт интеграция дальше, но то, что в Договоре предусмотрено создание суда Союза, – это важно. Полагаю, что появление этой инстанции ещё до принятия Конституционного акта, позволило бы создать основательные правовые условия для развития общего экономического пространства. Ведь в данном случае в первой главе Договора «Цели и принципы Союзного государства» в качестве одной из целей предусмотрено формирование единой правовой системы Союза Беларуси и России как демократического государства.

- Если мы говорим о Союзном государстве, то, конечно, единая правовая система должна быть…

- Без такой инстанции, как единый суд, сложно говорить о том, что правовая система будет развиваться динамично. Слишком много нюансов. Но мы, и Беларусь, и Россия, всё время работаем над сближением и гармонизацией законодательств. А апофеозом этой работы будет унификация наших законов.

- Когда это возможно?

- Такой прогноз я не могу сделать. Есть президенты наших государств, они принимают решения. А они исходят из той ситуации, которая складывается. Мы, юристы, можем оказать соответствующую пользу в оформлении этих процессов.

- То есть вопрос исключительно политический…

- По мере сближения экономических и социальных условий будет идти и создание законодательных актов.

- О чём речь шла на вашей секции?

- Мы вели речь и о терминологии и понятиях. Высказывались предложения, касающиеся развития гражданского законодательства. Была высказана идея о целесообразности принятия основ гражданского законодательства, которые были основой для гражданских кодексов Беларуси и России. Необязательно должно быть единое уголовное или административное законодательство, тут может быть больший разброс. А вот то, что цементирует и создает единую экономическую основу, то ради чего и было создано Союзное государство, должно существовать – и это очень важно.