Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

07.08.2020

Автор: Владимир ДЕМЧЕНКО

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Вице-премьер правительства Карелии Дмитрий Родионов: За крупные производства и инвесторов между регионами идет серьезная конкурентная борьба

Представитель карельского правительства рассказал о том, как в Петрозаводске собирается белорусская техника, и о том, какие еще предприятия появятся в республике в ближайшее время

Предприятие «Амкодор-Онего», разворачивающее в Петрозаводске производство лесозаготовительной техники, может служить примером российско-белорусского и частно-государственного партнерства. Сейчас в цехах бывшего онежского тракторного завода белорусский производитель развернул только сборочное производство. Но планы тянутся за горизонт, к 2028 году в Карелии должно быть налажено производство полного цикла.

Когда в конце июля Госсекретарь Григорий Рапота и участники пресс-тура, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства, посетили «Амкодор-Онего», правительство Карелии представлял вице-премьер по вопросам экономики Дмитрий Родионов. В интервью журналистам он рассказал о том, как удалось «заманить» «Амкодор» на свою территорию, а также о других планах республиканского правительства.

- Дмитрий Андреевич, какие сложности в том, чтобы завлечь в регион такое производство? И если сложностей нет, почему это не делают все?

- Сложности, конечно, есть. Сегодня за крупные производства и инвесторов между регионами идет серьезная конкурентная борьба. С «Амкодором» мы постоянно находились в напряженной ситуации, ведь свои преференции им предлагали и Свердловская область, и Вологодская область. Но в конце концов мы предложили очень хороший пакет преференций, наверное, это и склонило чашу весов в нашу сторону.

Вообще, с 2018 года мы в корне поменяли инвестиционное законодательство и политику в отношении инвесторов. Помимо типичных для других регионов налоговых преференций мы существенно расширили линейку мер поддержки. Например, компенсация до 90 процентов затрат на приобретение и строительство производственных площадей и покупку оборудования. Понятно, что при таком большом проекте все субсидировать из бюджета не получится. Но те решения, которые мы приняли на уровне региона, сыграли свою роль в том, что собственник «Амкодора» принял решение открыть производство на нашей территории.

2020-07-29 16.59.50.JPG

Сейчас с руководством «Амкодора» мы идем рука об руку. Все вопросы, если они возникают, решаем вместе. Мы очень надеемся, что проект состоится и выйдет на полную мощность. Вообще, машиностроение для нашего региона - традиционная отрасль. В Советском Союзе Карелия была одним из лидеров по производству тракторов. Конечно, для нас это не только экономический проект. Это возрождение технической истории Карелии, возрождение машиностроения.

- Возможно ли появление аналогичного российско-белорусского проекта в ближайшие годы?

- Из промышленного производства это первый проект. Но у нас есть очень много интересных проектов в сфере того же туризма. Возможно, некоторые проекты будут связаны с Республикой Беларусь. Для того, чтобы турпоток был больше и стабильнее, нам необходимо наладить авиасообщение между Петрозаводском и Минском. В 2018 году во время официального визита нашей делегации в Минск мы проводили переговоры с "Белавиа". Так что возможностей взаимодействия очень много, мы будем развивать все направления.

- А у вас есть свои технопарки?

- Вы прямо в точку попали: в сентябре мы запускаем первый технопарк. Это уникальный, первый в России технопарк по камнеобработке. Это проект, реализованный в рамках федерального национального проекта поддержки малого и среднего предпринимательства и предпринимательской инициативы. Мы долго думали, в какой отрасли создать технопарк. Понимая, что Карелия традиционно является регионом с большим количеством месторождений блочного камня, гранитов, габбро-диабазов, мы приняли участие в конкурсе. Минпромторг и Министерство экономики России отобрали нас из тринадцати регионов. В 2018 году мы приступили к реализации проекта, и теперь, через несколько дней, мы запускаем технопарк стоимостью более полумиллиарда российских рублей. Это большие производственные площади с установленным оборудованием по камнеобработке. В технопарке будет возможность выпуска любого необходимого продукта из натурального камня.

- Что вы готовы предложить инвесторам? Может, какие-то специальные налоговые режимы?

- Все преференции – начиная от налоговых льгот и заканчивая субсидированием – у нас действуют в отношении всех инвесторов, в том числе резидентов технопарка. Но уникальность именно этого технопарка в том, что он строился совместно с федеральным правительством. Там есть частично федеральные средства. Основной изюминкой технопарка будет льготный доступ резидентов к площадям. Там стоит технологическое оборудование стоимостью в миллионы евро, и за абсолютно льготную арендную плату резидент технопарка получает право пользоваться этим оборудованием и изготавливать любую продукцию, реализовывать любые заказы.

Сегодня мы видим, что спрос на продукцию из натурального камня растет. Мы рассчитываем, что технопарк даст дополнительный большой объем изготавливаемой на территории Карелии продукции.

- Белорусские компании тоже могут стать резидентами этого технопарка?

- Если они зарегистрируют юридическое лицо на территории Карелии, то, конечно, без проблем могут стать резидентами. Кстати, инвесторы, которые сегодня открывают технопарк, в 2018 году участвовали в нашей поездке в Беларусь. После этого они открыли цеха по камнеобработке в Минске. Для них это отдельный проект, нацеленный на европейский рынок.

- Уже есть предварительные заявки от желающих стать резидентами технопарка?

- По плану этого года необходимо привлечь 8 резидентов и создать 100 рабочих мест. Но сегодня мы видим такой спрос, что уже более 40 заявок поступило. Однако цель привлечения резидентов и принцип их отбора не в том, кто предложит большую арендную плату. Это все-таки национальный проект, и базовый критерий – кто создаст больше рабочих мест, кто предложит большую заработную плату на каждое рабочее место. Зарплата обязательно должна быть «в белую». И она должна быть не ниже, чем в среднем по отрасли камнеобработки. Эти критерии – решающие.

Технопарк - это наш первый опыт. А в перспективе, в планах – строительство технопарка по переработке пищевой продукции. Ведь Карелия – это 70 процентов российского рынка форели. Это огромные запасы ягод и многое другое.

- Глава Республики Карелия Артур Парфенчиков во время встречи с Госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой сказал, что за этот год товарооборот Карелии и Беларуси вырос на 45 процентов. Как это можно объяснить в условиях пандемии?

- В России решения об ограничении тех или иных отраслей и производств принимали главы регионов. И мы не стали останавливать крупные производства, как и предприятия, задействованные в их технологической цепочке. Благодаря этому, несмотря на пандемию, нам удалось по итогам первого полугодия войти в десять регионов России с самым крупным индексом промышленного производства. Несмотря на то, что была закрыта сфера услуг, часть розничной торговли, нам удалось сохранить промышленность, добычу полезных ископаемых, обрабатывающее производство. Тем самым мы сохранили экономические показатели, в том числе и товарооборот с Беларусью.

- То есть без пандемии рост был бы еще больше? Например, все 100 процентов.

- Не думаю. Мне кажется, рынок показал свою гибкость. В перспективе товарооборот будет расти. Мы ставим в план 100 миллионов долларов товарооборота в год. И мы идем к этой цели.

- Насколько интересным для Карелии может стать проект высокоскоростной магистрали?

- Мы очень внимательно обсуждали его с главой региона. Мы считаем, что, как и для всей нашей страны, так и для Карелии проект очень интересный. Он даст возможность обеспечить в Санкт-Петербурге, в 400 километрах от Петрозаводска, дополнительный приток туристов и грузов. Уверен, что это отразится на экономике региона. Если высокоскоростная магистраль дойдет до Санкт-Петербурга и ее строительство будет обосновано экономическими показателями, она в перспективе может пройти и через Карелию до Мурманска. А Мурманск – это порт. Это даст возможность транспортировки по этой магистрали той продукции, которая сегодня перевозится в том числе авиационным транспортом. Для Республики Карелия мы видим только плюсы в ее строительстве.

- На Форум регионов России и Беларуси вы планируете приехать?

- Мы очень надеемся, что ограничения, связанные с пандемией коронавируса, будут сняты и Форум регионов состоится. Мы готовы выступить с докладом о том, как наши отношения развиваются, и о том, как развивается производство в Петрозаводске. Мы надеемся, что это состоится.