Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

18.11.2020

Автор: Валерий ЧУМАКОВ

Фото: Росконгресс

Антонио Фаллико: В глобальных процессах не может быть отдельных проигравших или выигравших

По завершении XIII Евразийского экономического форума в Вероне мы поговорили с одним из главных организаторов, Председателем совета директоров Банка Интеза, Президентом ассоциации «Познаём Евразию», профессором Антонио Фаллико

Профессор, в прошлом году на вопрос о следующем форуме вы ответили, что не боитесь числа 13. Ваше мнение не изменилось?

– Нет, не изменилось. И нынешний форум, который нам, несмотря на все сложности, удалось организовать и провести на достойном уровне – доказательство того, что я победил.

Вирусу вопреки

– Нынешний форум прошёл в условиях жесточайшей пандемии коронавирусной инфекции, которая ударила не только по людям, но и по экономикам. Италия из европейских стран пострадала больше всех.

– Есть официальные цифры. По ним страны Евросоюза потеряли примерно три триллиона евро. Я думаю, это консервативная оценка. Достаточно посмотреть на нынешнее состояние экономики каждой из стран ЕС, чтобы понять, что ущерб был гораздо больше. Нам ещё только предстоит тщательно подсчитать потери и зализать раны.

– Кто пострадал больше, Европа или Россия?

– Все. Современный мир настолько взаимосвязан, что в его глобальных процессах не может быть отдельных проигравших или выигравших. Если выиграли – то выиграли все, если проиграли – все проиграли, проценты мало что говорят. Положим, Италия закроет год с потерями в 10%, Германия – 8%, Россия – 4%, но это ровным счётом ничего не значит.

– А вы сами COVID не боитесь?

– Я его опасаюсь, но не боюсь.

– Пандемия сильно изменила нашу жизнь. Большое число форумов, конференций, симпозиумов, саммитов, фестивалей перешли на удалённый режим. Наверное, организаторам это удобно. Не надо арендовать большие помещения, спикерам не надо никуда ехать, исчезает огромное число организационных вопросов. Но пандемия закончится. Веронский форум вернётся к прежнему формату или вы оставите его, как сейчас, в частично виртуальном виде?

– Мы онлайн работать не хотим. В этом году у нашей ассоциации «Познаём Евразию» прошло четыре мероприятия. В начале года в Милане, в Генуе и в Москве всё было в обычном режиме с реальным присутствием участников. Первого октября мы провели семинар в Екатеринбурге. До последних дней надеялись, что в Вероне будет более масштабное физическое присутствие. Полностью в режиме онлайн у нас прошло только вручение литературной премии «Радуга». Мы надеемся, что с весны следующего года сможем возобновить нормальную работу. Возможно, не с полным физическим присутствием, но с большой его долей.

– Как вам удалось в такое сложное время уговорить спикеров приехать и выступить? Сложно было?

– Совсем наоборот. Никого не пришлось упрашивать, было впечатление, что и спикеры, и модераторы ничего другого не ждали. Правда, некоторые из тех, кто до последнего собирались приехать лично, в конечном итоге предпочли выступить издалека. Но это было в основном результатом ужесточения карантинного режима.

Konferencia-18112020.JPG

– Форум состоял из восьми сессий, каждая из которых была посвящена конкретной глобальной теме. Какая из них лично вам представляется наиболее важной?

– «Перспективы развития газовой индустрии и, в частности, СПГ в условиях новых экономических реалий». Хотя бы уже потому, что на ней присутствовала одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Total. На сессии выступал её президент и председатель правления Патрик Пуянне. Присутствие не просто представителей, но первых лиц компаний для любого форума имеет огромное значение. Ибо эти лица определяют стратегию и принимают важнейшие решения. Наша задача – соединять бизнесы, а не просто поговорить, иначе это получится такой "междусобойчик". На форуме, в рамках этой секции, нам удалось свести главу Total с председателем правления компании «НОВАТЭК» Леонидом Михельсоном и с заместителем председателя правления «Газпрома» Еленой Бурмистровой. Очень важное и содержательное выступление было у главного исполнительного директора компании "Роснефть" Игоря Сечина. Была дискуссия, в которой приняли участие серьёзные представители американского делового мира, чего мы долго добивались. Никогда до этого в Италии не выступал человек уровня руководителя Американской торговой палаты, и его выступление для нас было очень ценным вкладом.

С другой стороны, две сессии, посвящённые, с учетом общей обстановки, медицине, коронавирусу и геному, были не только интересными, но и очень серьёзными даже для научной дискуссии на европейском уровне. Поэтому мы хотим опубликовать их материалы. Чтобы люди могли при желании ознакомиться с последними научными достижениями и с научным подходом, которые существуют в этих областях.

– Тема седьмой сессии была сформулирована так: «Не настала ли пора придать импульс диалогу Европа – Евразия и Россия в условиях нынешнего социально-экономического кризиса?» А как бы вы сами ответили на этот вопрос?

- Других путей нет, в сложившихся условиях без диалога ничего сделать нельзя.

– Чему будет посвящён следующий Веронский форум?

– Сегодня ситуация меняется так стремительно, что было бы не совсем корректно говорить об этом сейчас, за год. Надо действовать шаг за шагом, продолжать диалог и вовлекать в него всё новых участников. Я надеюсь, что в будущем году вырастет присутствие американских и немецких участников. Я уверен, что у нас это получится.

Коротко – о важном

– На форуме затрагивались многие вопросы. Хотелось бы узнать по ним ваше личное мнение. Поэтому, если не возражаете, устроим такой короткий блиц. Скажите, как вы относитесь к проблеме глобального потепления?

– Я встревожен, как и все. Тут надо, конечно, говорить и о роли ученых, и о политической воле государств.

– В своём выступлении вы назвали наш мир «миром ограниченных возможностей». Что имели в виду?

– Я сказал: «Добро пожаловать в мир с ограниченными ресурсами». Это идея в экономике существует давно. Очевидно, что природные ресурсы ограничены. Это нам только кажется, что они безграничны, что мы можем брать все, сколько, где и когда хотим. Никто не хочет признавать, что мир конечен и что наши возможности ограничены.

– Тогда как вы относитесь к альтернативной энергетике?

– С реализмом. В ближайшие двадцать лет вряд ли она заменит традиционную. Со временем её доля будет расти, возможно даже расти существенно, но она не сможет решить наши проблемы. Лучшим энергоносителем ещё долго будет оставаться природный газ.

– Ещё один хороший энергоресурс – атом. Но многие страны сегодня отказываются от ядерной энергетики.

– А потом расстраиваются и раскаиваются.

– Но если говорить про традиционные энергоресурсы, что вы можете сказать о падении цен на углеводороды?

– Сейчас это особенно острый вопрос. Падение прекратится, когда возобновится экономический рост. Вряд ли мы опять дойдём до ста долларов за баррель, но вернемся к уровню цен, который позволит делать в отрасль и в её инфраструктуры крупные инвестиции.

– Модная сегодня тема – цифровизация экономики и жизни.

– Не понимаю фанатизма в этом направлении. Безусловно, мы должны обращать внимание на открытия и на передовые разработки в цифровом секторе, но переоценивать их не стоит. Надо принимать конкретные вещи, которые полезны человеку, экономике, в особенности – рынку труда.

– А вершина цифровизации, искусственный интеллект, больше друг человеку или враг?

– В случае с искусственным интеллектом противоречия заложены уже в терминологии. Интеллект не может быть искусственным, а искусственное никогда не сможет заменить человеческий интеллект. Человек может быть не таким точным, как компьютер, менее информированным, не таким быстрым и гибким, у него могут быть сбои, ошибки. Но он по своей природе – творец, а машина – исполнитель. Искусственный интеллект может хорошо работать только тогда, когда он не заменяет, а дополняет интеллект человека. Если он научится быть креативным, это станет концом человеческой цивилизации.

– Ещё одна животрепещущая тема: как вы относитесь к мировому господству доллара?

– Пока доллары есть – буду их держать.

– А к росту влияния Китая?

– В своих программах китайцы не говорят о своем превосходстве над другими странами и народами. Они никогда не говорили, что хотят руководить миром. Китай позиционирует себя как старшего брата, который хочет сотрудничать с другими странами. Возврат к двуполярности – ошибка, поскольку она никому не приносит пользы. В этом не заинтересованы ни Европа, ни Россия, ни сам Китай, ни, тем более, США. ВВП Китая сегодня составляет $11,3 трлн. По паритету покупательной способности он уже превосходит американский. У Евросоюза объём ВВП – $16,6 трлн, у США – $18,3. Если смотреть на объемы в абсолютных цифрах, Китай пока уступает Штатам, но с учетом полуторамиллиардного населения можно не сомневаться, что он их догонит и перегонит. Но становиться наравне с американцами мировым жандармом – не в интересах КНР. Для США и для Китая многополярность – это способ сосуществования и создания добавленной стоимости в условиях мира.

– Много столетий назад общее несчастье заставило помириться в Вероне два равноуважаемых семейства – Монтекки и Капулетти. Есть ли у нас надежда, что нынешний жесточайший кризис и пандемия помирят в Вероне два равноуважаемых Союза – ЕС и ЕАЭС?

– Я мечтаю об этом!

– Двадцатый год XXI века пусть и не совсем благополучно, но подходит к концу. Чтобы вы могли пожелать жителям наших стран и всей Земли в целом?

– Для начала – победить пандемию. После чего нам откроется дорога к трезвому счастью, общему благополучию и экономическому процветанию.