- Григорий Алексеевич, вы провели на этом посту 9 лет. Какие итоги можно подвести?
- Да, 9 лет пролетели очень быстро. Если говорить серьезно, то об итогах должен говорить кто-то другой. Ведь когда оцениваешь свою работу, есть соблазн что-то преувеличить или о чем-то промолчать. Я думаю, можно говорить в целом о работе Постоянного Комитета Союзного государства. Это 85 человек, большой коллектив очень ответственных и профессиональных людей, которые верят в свое дело. И это не голая вера, как страх перед сверхъестественными силами. Наша вера очень прагматична и основана на реалиях и знании ситуации. Мы верим, что есть огромные возможности развития двусторонних отношений России и Беларуси. Перспективы видны и в экономической, и в научно-технической сферах, и в области транспорта, и во многом другом.
Очень хорошая сфера взаимодействия – это культура, гуманитарная сфера. За что бы мы ни брались в этой области, всегда очень быстро находили отклик. Надо было организовать взаимодействие молодых писателей - моментально откликались и сами молодые писатели, и издатели, журналисты. А когда мы предложили провести Форум научно-технических вузов, идею сразу подхватило множество людей. И не только вузы, расположенные в России и Беларуси, но и высшие учебные заведения других стран. Приезжали и китайцы, и украинцы, и поляки. Это подтверждение того, что, несмотря на политическую конъюнктуру, люди тянутся к взаимодействию.
Мы вышли с инициативой сделать единые визы Союзного государства. Не сразу эта идея была подхвачена, специалисты анализировали, какие изменения в законодательные акты нужно внести, с какими трудностями мы столкнемся. Но, в конечном счете, все вопросы были урегулированы, мы вышли на соглашение о взаимном признании виз.
Сейчас идет работа над тем, чтобы в наших странах не было роуминга. Конечно, это воспринимается с воодушевлением гражданами наших стран. И хотя вопрос этот непростой, он все-таки движется. Ведь даже профессионалы, представители делового сообщества, которые с большой осторожностью подходят к таким переменам, – даже они поддерживают идею. Ведь они тоже жители наших стран и пользователи сотовой связи.
Вспоминаются памятники, в создании которых нам посчастливилось участвовать. Я начинал работу в Постоянном Комитете с того, что мы открывали мемориал памяти жертв Первой мировой войны в Сморгони. Это очень хороший, необычный и интересный памятник. Потом появилась идея сделать памятный знак, посвященный операции «Багратион». И эта задача была решена достаточно быстро. Уже несколько лет идет сотрудничество с Брестской крепостью, музейный комплекс развивается при поддержке Союзного государства.
И, конечно, нельзя не упомянуть памятник подо Ржевом. Он был бы невозможен, если бы не получил поддержку Президентов двух государств, а также белорусской и российской общественности.
Вот такие мысли приходят, когда вспоминаешь эти 9 лет.
- Для вас какие проекты самые важные?
- Все проекты важны и дороги. Но, конечно, к Ржевскому мемориалу у меня особенное отношение. Ведь он связан с историей моей семьи, с выполнением завета моего отца.
- Что бы вы пожелали Дмитрию Мезенцеву, назначенному Государственным секретарем Союзного государства?
- Дмитрий Федорович - очень опытный человек. Причем, опытный не только в сфере внешней политики, что крайне важно для работы на этом посту, но и в сфере деятельности интеграционных объединений. Ведь он возглавлял Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Думаю, что-то рекомендовать ему излишне. Дмитрий Федорович приходит на эту работу со своими идеями и замыслами, я думаю, весь коллектив будет ему помогать и содействовать. Что бы я ему пожелал, так это чтобы его замыслы и идеи находили воплощение. Ведь для любого человека самое радостное – видеть воплощение его замыслов в жизнь.
- Какие у вас планы на будущее?
- Вы уже знаете, что я перехожу в Совет Федерации. Оформление не закончено, я нахожусь в переходной стадии. Есть желание с новых позиций заниматься тем делом, которым я занимался, – укреплять российско-белорусские отношения. Однако делать это нужно с пониманием, что, поскольку я буду представлять Курскую область, я должен работать на ее благо. Думаю, можно сочетать две эти сферы, ведь многое, что делается в отношениях России и Беларуси, может пригодиться и на региональном уровне.
- Может быть, в Курской области тоже появится грандиозный памятник?
- Это зависит от желания людей, которые живут в области. Я знаю, что замыслы такие есть. Надеюсь, что мой опыт может пригодиться. Ведь мы уже проходили все стадии - от подготовки до реализации.
- Не грустно расставаться с этим кабинетом?
- Всегда грустно, когда к чему-то привыкаешь. Особенно когда привыкаешь к хорошему, а я считаю, что здесь мне работалось очень хорошо. Впрочем, такие жизненные этапы я переживал не один раз. Переживу и сейчас. Тем более что дело российско-белорусской интеграции передается в очень надежные руки.