Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

02.04.2021

Автор: Владимир ДЕМЧЕНКО

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Дмитрий Мезенцев: Результаты союзных программ должны чувствовать и понимать люди на всем пространстве от Бреста до Владивостока

Государственный секретарь Союзного государства ответил на вопросы журналистов

После завершения торжественного собрания «Союзное государство: открывая новые возможности», посвященного Дню единения народов Беларуси и России, в холле МИА «Россия сегодня» состоялась импровизированная пресс-конференция Государственного секретаря Союзного государства Дмитрия Мезенцева.

- Дмитрий Федорович, какие первоочередные задачи стоят в союзном строительстве?

- Сегодня очень важно провести так называемую инвентаризацию предложений, которые, будучи поддержаны сторонами, лягут как фундамент в основу новых союзных программ. Мы сегодня видим значимость работы по предложению главам государств и руководителям правительств тех мер, которые подтвердят масштаб союзного строительства, промышленной кооперации и взаимодействия по десяткам направлений. Какие это могут быть программы? Мы видим, что это могут быть программы взаимодействия России и Беларуси в космосе, по подготовке уникального спутника зондирования земли и, возможно, других космических аппаратов.

Сегодня мы говорим о совершенно новом уровне, анонсированном Курчатовским институтом и Национальной академией наук Беларуси, по взаимодействию в сфере атомной энергетики, ядерной медицины, обеспечения программ безопасности Белорусской атомной станции в Островце. А также по взаимодействию в сфере генетики и биотехнологий. Буквально вчера руководители НАН Беларуси и Курчатовского института договорились о подготовке предложений в адрес правительств двух стран. Они касаются разработки соглашения, которое определит иной уровень взаимодействия в сфере исследований на базе нового ядерного реактора ПИК в Гатчине, который строился при активной поддержке Президента России Владимира Владимировича Путина.

Мы хотим увидеть набор тех программ, которые работают на прикладные отрасли народного хозяйства и Беларуси, и России. Но ради чего все это? Отвечая на этот вопрос, мы говорим, что результаты союзных программ должны чувствовать и понимать люди на десятках предприятий, агрогородков и хозяйств на всем пространстве, которое мы должны ощущать всей душой – от Бреста до Владивостока. Таких программ не должно быть мало.

- Сегодня на торжественном собрании многие выступающие говорили о том, что процедура согласования программ Союзного государства очень громоздка, в ней очень много бюрократии. Что-то можно с этим сделать?

- Бороться с бюрократией не возьмусь (смеется – авт.). Но работать над совершенствованием алгоритма согласования союзных программ берусь - это, считайте, мое поручение, в том числе данное на площадках встреч республиканских и федеральных министерств, в рамках переговоров премьер-министров. Понятно, что по итогам мы должны будем предложить главам государств более сбалансированный, быстрый и менее забюрократизированный алгоритм сверки программ. Но при безусловной прозрачности расходов бюджета и в рамках того жесткого контроля, который на протяжении всех лет союзного строительства был неизменной задачей контролирующих органов Беларуси и России.

- Будет ли подписание дорожных карт приоритетом вашей работы на посту Государственного секретаря Союзного государства?

- Работа, проделанная правительствами по формированию пакета дорожных карт, особо значима. Те доклады, которые сделали и Михаил Владимирович Мишустин, и Роман Александрович Головченко главам государств, - это основание для продолжения этой работы. Она важна, потому что идет анализ сделанного, инвентаризация дорожных карт.

Сегодня мы очень четко понимаем тот набор противоречий, которые остаются, а также то, что абсолютное большинство дорожных карт сегодня поддерживаются сторонами. Промышленная политика, сверка позиций в агросфере, взаимодействие налоговых, таможенных служб, сотрудничество министерств финансов - это те фундаментальные вещи, к предварительным итогам по которым стороны близки. Готовы ли мы подписывать дорожные карты единым пакетом или этапно, по готовности? Полагаю, что ответ за республиканскими и федеральными министерствами. Но мне кажется, что этапная работа сегодня востребована и актуальна.

- В этом году юбилей начала Великой Отечественной войны. И Россия, и Беларусь поднимают вопрос сохранения исторической памяти. Какие мероприятия планируются в рамках Союзного государства?

- 22 июня – памятная, трагическая, но очень важная дата для всех нас. Она позволит нам еще раз осмыслить масштаб того подвига, который был совершен солдатом Победы, всем советским народом. Чем дальше Победа, тем масштаб свершенного кажется более великим. Потому что советский солдат спас мир. Да, у нас были союзники, но те испытания… Ту трагедию, которую пережил советский народ, невозможно сравнить ни с чем другим. И то, что и Президент России Владимир Путин, и Президент Беларуси Александр Лукашенко занимают единую позицию по защите исторической памяти, правды о Великой Отечественной войне, - это очень важно и ценно. Меры, которые вводят в законодательное поле национальные парламенты по отношению к тем, кто унижает ветеранов, кто принижает подвиг, - эти меры обоснованы и правильны. Сегодня мы говорили о том, как говорить об этом с молодежью. Мы не можем принуждать молодых людей прикоснуться к этой памяти. Но мы можем пригласить, умно, тонко и честно говорить о том, что было. И о неудачах Великой Отечественной войны, и об огромных победах.

Баланс спасения мира от нацизма не требует доказательств. Казалось бы, так должно быть. Но мы видим, что делают западные государства. Попираются результаты Нюрнбергского процесса, который однозначно дал оценку злодеяниям фашизма. Сегодня идет сбойка шкалы оценок. Самое вопиющее, на мой взгляд, - это трактовать один из актов о ненападении, который в череде других подобных актов Гитлеровская Германия подписала с Советским Союзом, как причину начала Второй Мировой войны. Это верх цинизма и, простите меня за такую формулировку, эталон политической бессовестности.

- Ржевский мемориал стал одним из самых масштабных памятников героям Великой Отечественной. Возможны ли аналогичные сооружения в других городах? Может быть, в Беларуси?

- Давайте поблагодарим Григория Алексеевича Рапоту и коллектив Постоянного Комитета Союзного государства за те усилия, которые были предприняты. Итогом стало открытие уникального памятника на Ржевском рубеже. Установка этого памятника переносит нас к честным страницам истории войны – и о победах, и о поражениях. И то, что Президент России Владимир Путин и Президент Беларуси Александр Лукашенко были на церемонии открытия памятника… И то, что вместе с ними были ветераны, которые пришли на этот рубеж и вспоминали о том, как защищали его в 1942-43 годах… Это особо значимо. Мы ведь специально не ищем памятники. Это всегда отклик на запрос ветеранов, поисковиков и тех молодых людей, которые считают, что эти акценты должны делаться. Конечно, будут памятники. Но давайте вместе предлагать и обсуждать, что мы не учли, где мы не сказали слова признательности за подвиг.

- Вы говорили, что Союзному государству необходима своя символика. Есть ли уже какие-то предложения?

- Я позволил себе отметить, что у Союзного государства пока не разработана символика. Но это не значит, что мы будем наверстывать ради какой-то красной даты календаря. Мы хотели бы попросить о предложениях всех, кто заинтересован в этом.

Я полагаю, что Союзное государство должно иметь свои символы. Есть люди, которые не готовы поддержать такую идею. Мы получили от белорусской оппозиции ряд ироничных предложений. И я понимаю, почему. Потому что шаги в этом направлении, утверждение символики Союзного государства, только подтвердят наши братские отношения. На Западе этого не хотят, оппоненты будут противиться этому. И именно поэтому мы должны это делать.