Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

25.04.2022

Автор: Александр Хохлов

Фото: Александр Хохлов

Вячеслав Некрасов: «В Афганистане трактор «Беларус» ценят больше, чем люксовый «Мерседес»

В конце апреля в Ташкенте прошла международная выставка «Иннопром. Центральная Азия», на которой демонстрировалась белорусская экспозиция в области машиностроения. К открытию форума был приурочен визит в Республику Узбекистан правительственной делегации Республики Беларусь во главе с Премьер-министром Романом Головченко. В рамках выставки состоялся узбекско-белорусский бизнес-форум, участие в котором приняли около сотни белорусских хозяйственников, а после переговоров Романа Головченко с узбекским коллегой Абдуллой Ариповым Беларусь и Узбекистан подписали ряд соглашений и меморандумов о взаимном товарообороте и экономическом сотрудничестве.

Доктор экономических наук, член правления Делового совета по развитию экономического сотрудничества с Афганистаном при Торгово-промышленной палате Российской Федерации Вячеслав Некрасов считает, что для Беларуси Узбекистан также интересен и как плацдарм для выхода на новые рынки. В условиях санкционного давления Запада страны Центральной Азии – Афганистан, Пакистан, Иран – могут стать покупателями производимой как белорусами, так и россиянами техники и товаров, которые давно и по праву ценятся в этом регионе.

Беседует Александр Хохлов.  

- Вячеслав Михайлович, до декабря 2020 года вы 4,5 года бессменно руководили Российским центром науки и культуры Россотрудничества в Кабуле. Белорусская техника, товары и продукты в Афганистане вам встречались?

- Мы с женой постоянно покупали белорусское молоко. Честно говоря, я не вдавался в подробности, какими путями пакеты с ним попадали из Минска в Кабул, но на полках «русского магазина» в столице Афганистана оно было всегда. Русскими, вернее «шурави» (советскими) там называют все товары и продукты, произведенные в государствах, образовавшихся после распада Советского Союза. Простые афганцы не сильно знакомы с нынешним политическим устройством на территории нашей бывшей единой страны, но любая продукция от «шурави» для них – как раньше для нас были товары со «знаком качества».

И ведь, действительно, то, что мы производили прежде и что делаем сейчас, работает безотказно. Своими глазами видел на полях афганских крестьян тракторы Минского тракторного завода, которые работают на износ по 30-40 лет, и не ломаются. Поверьте, в Афганистане трактор «Беларус» ценят больше, чем люксовый «Мерседес».

- Кроме тракторов, какая еще техника из Беларуси вам встречалась?

- Много МАЗов на дорогах. Эти грузовики пользуются заслуженным уважением, прекрасно показывают себя и на горных дорогах, и в пустынях. Их Белоруссия продолжала поставлять в Афганистан до смены в этой стране власти, и я видел такие машины на экспозиции большого торгово-логистического технического центра в приграничном с Узбекистаном городе Мазари-Шариф. Как сейчас обстоят дела с экспортом белорусских грузовиков, не знаю. После бегства из Афганистана американцев и прихода к власти движения «Талибан» (запрещенная в России организация) оказались нарушенными многие торговые связи.

- Заинтересованы ли талибы в возобновлении торгово-экономических отношений с Россией, Беларусью, другими государствами СНГ?

- Конечно. Они из оппозиционного движения стали действующей властью, и им надо кормить многомиллионный народ, давать ему работу. Афганцы и так жили очень бедно, а сейчас положение дел в стране еще более усугубилось. «Талибан» предпринимает усилия, чтобы его признали в мире, но пока политические решения об этом не приняты. И денег у правительства талибов практически нет: США заморозили в своих банках 7 миллиардов долларов, принадлежащих Афганистану.

- Согласно данным Белстата, товарооборот между Беларусью и Афганистаном в последние годы активно рос. Причем, рост обеспечивался за счет белорусского экспорта. В 2020 году товарооборот увеличился до 183,7 млн долларов, из которых экспорт составлял 183,4 млн долларов, а импорт – 0,25 млн. Минск продавал Кабулу нефтепродукты, тракторы и седельные тягачи, лекарства, шины и другую продукцию. Из Афганистана импортировался в основном свежий или сушеный виноград. Но если у них сейчас нет денег, то есть ли смысл с ними торговать?

- На насущные нужды афганцы деньги будут изыскивать любыми способами. Россию и Беларусь Запад сейчас санкциями обложил, мы что, не выживем?! Наоборот, экономика и промышленность обеих стран Союзного государства получили шансы на самостоятельное развитие. Так и власти Афганистана используют сейчас все способы, чтобы решить первоочередные задачи. Рано или поздно будут приняты политические решения и тот, кто первым зайдет на освободившийся афганский рынок, тот там и закрепится. Недавно исполняющий обязанности главы МИД Афганистана Амир Хан Муттаки заявил, что в качестве партнеров для сотрудничества новые власти государства хотят видеть Россию и другие страны СНГ. Постсоветские государства Центральной Азии уже торговлю понемногу налаживают.

- Что может предложить сам Афганистан? Кроме изюма, конечно?

- Эта страна обладает богатыми минеральными ресурсами, начиная от меди, железа и серы до бокситов. Есть известные, а есть и потенциально перспективные месторождения широкого спектра полезных ископаемых, освоить которые мешали постоянные войны. Много редкоземельных элементов, но главный «приз» Афганистана – литий. Это «золото XXI века», которое необходимо для производства аккумуляторных батарей мобильных телефонов, ноутбуков, электромобилей, другой высокотехнологичной продукции. Правда, когда сможет начаться промышленная разработка литиевых, да и других месторождений, это большой вопрос…

Не надо еще забывать, что территория Афганистана может стать коротким транзитным путем на Пакистан, Иран и Индию. Если власть в стране будет крепкой и сможет установить порядок, обеспечить безопасность, то этот транзитный коридор станет чрезвычайно выгодным, не только для самого Афганистана, но и для всех его пользователей.

- Какие еще есть варианты сотрудничества с Афганистаном?

- Советские специалисты много строили в этой стране. Комбинат по производству азотных удобрений в Кудебарке, знаю, возводили строительные организации из Белорусской ССР. Завод работал при всех властях, работает и сейчас: удобрения в аграрной стране необходимы всегда. Но оборудование ветшает, возможно, требует ремонта или замены. Чем не повод для Минска поговорить с Кабулом о модернизации предприятия?

Это только один из примеров. В условиях санкций, закрытия целого ряда рынков на Западе, Афганистан, на мой взгляд, становится интересен обеим странам Союзного государства как рынок сбыта для разнообразной продукции своей промышленности, начиная от сельскохозяйственной отрасли и заканчивая машиностроительной.

Изображение 172.jpg