Наверх

26.12.2022

Автор: Анатолий МАКСИМОВ

Фото: Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Александр Червяков: «Беларусь и Россия мобилизовались и сплотились сильнее»

Министр экономики РБ ответил на вопросы союзных депутатов на 63-й сессии Парламентского Собрания

Как заявил Александр Червяков, санкционное давление, на которое рассчитывали наши противники, привело к тому, что Беларусь и Россия мобилизовались и сплотились сильнее:

- Поддерживая в это время друг друга, мы использовали этот триггер для углубленной интеграции наших экономик. 

По итогам 10 месяцев общий товарооборот составил 36 с половиной миллиардов. И доля России в товарообороте нашей страны выросла до 60 процентов. 

Белорусский экспорт в общем объеме российского импорта увеличился с 5 до 8 процентов. В этом году в торговле с Россией у нас достигнуты рекордные показатели по экспорту – 18 миллиардов долларов при минимальном отрицательном сальдо за всю историю нашего сотрудничества — минус 417 миллионов долларов. В предыдущие годы эта цифра была более 2 миллиардов. 

Взаимодействия между нашими странами позволили по итогам 10 месяцев текущего года заместить потери выпадающего экспорта в недружественные страны более чем на 80 процентов, переориентировав его преимущественно в Российскую Федерацию, а сокращение поставок импорта из недружественных стран и Украины было компенсировано на 50 процентов импортом из России. Мы полностью заместили импорт рыбной продукции, масла подсолнечного, генераторов, электродвигателей, полимеров, железнодорожных вагонов, черных и цветных металлов.

Такие результаты стали возможны, в том числе, и благодаря нашей совместной работе по реализации 28 союзных программ. Это подчеркивает не только стратегическую целесообразность, но и своевременность их принятия.

- Какая работа на данный момент проводится по гармонизации стратегии развития туризма в Союзном государстве?

- Союзной программой предусмотрена гармонизация государственных отраслевых стратегий в области развития туризма. И эта работа в настоящее время проводится по трем ключевым направлениям. Мы сближаем условия в части предоставления гражданам именно гарантий при осуществлении туристических услуг. Это первое направление. Второе — доступ субъектов хозяйствования на рынок туристических услуг, как на территории Беларуси, так и России. И третье — это защита прав граждан в случае, если туроператоры не выполняют свои обязательства. Наши регуляторы эти нормы будут имплементировать в национальное законодательство. 

- Как использовать результаты союзных программ?

- Действительно, в рамках реализации государственных программ возникает собственность, которая должна учитываться и использоваться. 

В данном направлении подготовлен проект декрета, который регулирует вопросы создания, учета и распоряжения имущества. И в конце этого месяца он должен быть внесен на рассмотрение Постоянного Комитета Союзного государства. 

Что касается порядка, как и каким образом распоряжаться этим имуществом, то эти вопросы отнесены к компетенции Совета Министров Союзного государства и будут рассматриваться на этом уровне. Соответствующая нормативно-правовая база будет подготовлена для этих целей. 

- Поручение по отмене роуминга в Союзном государстве выполнено на 80 процентов, и с контроля эта тема снята. Будет ли дальнейшая работа в этом направлении? Или поскольку карта считается исполненной, то перевернули ее, и все?

- Я бы не сказал, что она исполнена на 80 процентов. Все же те мероприятия, которые были заложены в «дорожную карту», разработанную еще в 2019 году, касались вопросов действительно снижения стоимости роуминга связи, и они исполнены.

Единственное, остался нерешенным вопрос, не в рамках «дорожной карты», — это исходящие звонки. Но в этой части мы должны смотреть не только с точки зрения снижения тарифов, мы должны видеть картину в целом. И последствия снижения тарифов могут быть как положительные, позитивные для населения, нас с вами, для бизнеса, так и негативные.

В чем негативность: это снижение доходности компаний, их инвестиционной активности, вложений в новые технологии, а следовательно — это риск снизить качество связи в будущем, ее безопасность.

Поэтому вопросы, на сколько снизить стоимость роуминга исходящих звонков, сегодня находятся в поле зрения министерств — регуляторов, и здесь должна быть позиция взвешенная и сбалансированная, чтобы это не стало популистской мерой. А то мы с вами получим через определенный период проблему в качестве обслуживания.

- Программа по гармонизации требований в области обеспечения информационной безопасности и финансовой среде была утверждена год назад, и за этот период из семи задач выполнено всего лишь три. Судя по всему, не завершен анализ полномочий центральных национальных банков в области регулирования деятельности кредитных организаций и не завершен сбор и анализ информации по существующим барьерам. В какой он находится стадии? И когда состоится заседание рабочей экспертной группы по разработке подхода в области кибербезопасности?

- Вопрос очень важен, особенно в ситуации, в которой мы сейчас находимся. И как говорят: деньги любят тишину, но и безопасность тоже. Поэтому мы анализировали ситуацию в этой сфере. Эксперты Национального банка Республики Беларусь и Российской Федерации действительно ведут активную работу. Они провели анализ всей нормативно-правовой базы по тем направлениям, о которых вы говорите, и уже по итогам вот этого анализа в Банковский кодекс Республики Беларусь вносятся определённые изменения. 

Кроме этого, проведен анализ полномочий Национального банка Республики Беларусь в области именно регулирования информационной безопасности в финансовой сфере. Здесь были определены направления дальнейшего взаимодействия именно с Банком России. И в ближайшее время — это в феврале 2023 года — планируется проведение заседания рабочей группы, где будут рассмотрены вопросы и кибербезопасности. Поэтому работа идет, банки работают.