07.03.2023
Автор: Анатолий МАКСИМОВ
Фото: Максим ЧИЖИКОВ
Сергей Митин: «Для белорусов дорога на наши рынки открыта всегда»
Председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, промышленности и торговле на пресс-конференции в ММПЦ «Россия сегодня» рассказал о том, как Минск может помочь нам с комбикормами, а мы ему – с доставкой рыбы
- Сергей Герасимович, как санкции повлияли на обеспеченность кормами рыбоводческих хозяйств в России?
- В 2022-м году мы произвели аквакультуры порядка 360 тысяч тонн. Рост – неплохой. К 2030-му году стоит задача довести эти показатели до 600 тысяч тонн. Но есть проблемы. Такой рост потребует увеличения почти в два раза собственной кормовой базы. Работаем сегодня по этому направлению, в том числе и парламент. У нас создана специальная рабочая группа по производству комбикормов, чтобы оно было более эффективным. Что необходимо сделать для строительства таких предприятий? У Минсельхоза есть определенные меры господдержки. И мы рассчитываем, что в ближайшие год – полтора эта проблема будет решена.
- А Беларусь нам в этом может помочь? Там же производят комбикорма для осетровых пород.
- Белорусы – наши братья, поэтому то, что они производят, может спокойно к нам поставляться без всяких таможенных пошлин и затруднений. Для белорусов дорога открыта всегда.
- Недавно Александр Григорьевич Лукашенко сказал, что заинтересован в сотрудничестве с Дальним Востоком. Белорусы хотят вылавливать рыбу и перерабатывать у себя. Заинтересованы они и в строительстве порта в Мурманске. Есть ли перспективы в этом направлении?
- Белорусская промышленность давно ориентируется на глубокую переработку пищевых продуктов. Технологии и заводы у них хорошие. Мы знаем о прекрасном заводе по переработке молока «Савушкин продукт» – крупнейшем в Европе. И значительная часть техники там – белорусского производства.
Своего моря у белорусов нет, но если они включатся в процесс переработки рыбы, то это будет хорошо для самого белорусского рынка – а это почти 10 миллионов жителей страны. Весь вопрос только в доставке. Здесь ведутся грандиозные работы по Северному морскому пути, по Мурманску. Он значительно ближе к Беларуси, чем Владивосток. И, конечно, это даст нам возможность обеспечить Беларусь рыбными ресурсами. Если они смогут их переработать, а я в этом не сомневаюсь, зная технологические возможности их заводов, то уверен, что это можно сделать в достаточно сжатые сроки. Думаю, что это очень хорошее направление.
- А как у нас в АПК обстоят дела с тракторами и комбайнами?
- Тракторов у нас где-то около 400 тысяч. Зерноуборочных комбайнов – около 140 тысяч, а кормоуборочных – примерно 14 тысяч. Часть тракторов у нас белорусского производства. Один из наиболее популярных классов тракторов – это 82 л.с. На сто процентов он обеспечен техникой МТЗ. Радует, что Минский тракторный завод сегодня находится на очень хорошем этапе развития. Он поставляет трактора почти во все страны мира, в том числе американцы берут их с удовольствием. На МТЗ сейчас производят и более мощные трактора – 400 и 450 л.с.
Белорусские трактора производятся не менее чем в 30 субъектах Российской Федерации. Они поставляют комплектующие, основу машины, а собираются уже у нас. Это упрощает логистику, удешевляет их. И, как неоднократно говорил и Александр Лукашенко, белорусский трактор состоит на 60 % из российских комплектующих.
Неплохо обстоят дела с комбайнами. У нас есть современный завод в Ростове-на-Дону – «Ростсельмаш», который производит зерноуборочные комбайны. И они достаточно конкурентоспособны. А в кормоуборочных комбайнах мы, в большей степени, ориентированы на белорусских производителей. И с их помощью закрываем рынок. Я в этом плане настроен весьма оптимистично.