Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

22.08.2024

Автор: Анатолий МАКСИМОВ

Фото: Максим ЧИЖИКОВ

Михаил Мирончик: «То, что мы делаем с вами совместно в сфере образования, дорогого стоит»

Член Комиссии Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию ответил на вопросы участников фестиваля Союзного государства «Творчество юных»

Он принял участие в творческой встрече «100 вопросов лидеру».

– Михаил Владимирович, скажите, пожалуйста, с чего началась ваша карьера? 

– Я по образованию учитель географии. Начинал обычным преподавателем, потом был директором школы, гимназии, заместителем главы администрации Октябрьского района Минска, курирующим социальные вопросы, в течение пяти лет – председателем Комитета по образованию Мингорисполкома. Последние шесть лет, до избрания меня депутатом, я руководил Департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь.

Ну, и сегодня я – член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и член Комиссии ПС по культуре, науке и образованию.

– Как вы пришли к тому, чтобы стать учителем? 

– Наверное, в моей семье было принято поиграть в школьные журналы, вести дневники. И это бесследно не прошло. Но когда я выбрал университет, географический факультет, мой педагог сказала мне, что это невозможно. Но оказалось, что возможно. 

– Михаил Владимирович, а все-таки на ваш выбор профессии учителя как-то повлияла учеба в школе? Может быть, вам настолько там не нравилось, что вы решили: вот я вырасту и все изменю? 

– Нет-нет, ни в коем случае. Во-первых, хочу, чтобы все понимали: я учился достаточно хорошо и прилежно.

В то время, когда закончил школу, меня могли принять многие учреждения образования СССР, потому что в моем аттестате была одна единственная четверка – по русскому языку. И когда меня пригласили на 25-летие окончания школы, там была и моя учительница русского. А я уже тогда работал директором школы. Вышел, всех поприветствовал, ее добрым словом вспомнил. Никаких обид по отношению к родной школе за ту единственную «четверку», а в тот период, когда я ее заканчивал, серебряных медалей не давали, не было.

И учительница, сидевшая у меня за спиной, говорит: «Знаешь, я всегда думала, что ты все домашние сочинения списывал из тетрадок своей сестры, которая училась на пару лет старше». Я говорю: «Пробовал, не получилось. Там, где у нее было пять, вы ставили три. Поэтому я вынужден был научиться писать все сочинения сам». Но в любом случае, наверное, все это пошло на пользу.

А почему все-таки выбор пал именно на профессию педагога... Я, заканчивая географический факультет по специализации «туризм», мог по всему Советскому Союзу поехать по распределению, куда пожелаешь. Но я этого не сделал. 

И когда меня на пятом курсе, уже фактически во время защиты диплома, пригласили в одну из школ города Минска поработать, потому что там ушел учитель, согласился. И в конце учебного года понял, что ничего искать больше не буду. Это мое, это то, что мне нравится. Я не только люблю свой предмет, я люблю общаться с детьми, быть с ними на равных. И это, собственно говоря, наверное, предопределило всю мою дальнейшую судьбу.
 
– А как вы справляетесь с профессиональным выгоранием, было ли оно у вас? 

– Знаете, небольшой промежуток отпуска – это такая передышка, заряда которой хватает на дальнейшее время. 

Главное, чтобы рядом была вся семья: дети, внуки, супруга. И два хобби: грибы, рыбалка. И я очень хорошо переключаюсь.

– Почему так мало совместных проектов среди заслуженных любительских коллективов в Беларуси и России? 

– Я, наверное, соглашусь в той части, что мало. И, конечно, внесу предложение в Министерство культуры Республики Беларусь, чтобы было больше проектов на уровне детских и молодежных творческих коллективов. 

Я, пожалуй, на сегодняшний день знаю один такой проект. Это наш молодежный симфонический оркестр. Я думаю, что, может, вы о нем еще и мало слышали, потому что много лет он то ли существовал, то ли нет. Но в 2023-м этот оркестр, в котором принимают участие студенты Академии музыки Беларуси и ребята из Российской Федерации, возродился. В прошлом году состоялись гастроли в Малом театре в Москве и в Минской филармонии.

В этом году также будут проходить гастроли в третьем и в четвертом квартале.

– К сожалению, по моему мнению, национальная культура славян сейчас проседает под натиском уличного искусства. Не думаете ли вы, что ей стоит больше уделять внимания?

– Я не разделяю мнение о том, что славянская национальная культура проседает, потому что какое-то уличное искусство Европы, Америки процветает. Наверное, в этом году мы, белорусы, показали, что как никогда сильны творческими коллективами. Мы показали это, когда проводили флешмобы, посвященные Дню освобождения Республики Беларусь, когда наши детские, молодежные коллективы приходили во дворы, туда, где проживают ветераны.

Они исполняли песни военной тематики. Это было так здорово! Я сам участвовал в такой акции. Думаю, что мы таким мероприятием можем заткнуть за пояс любую уличную западную культуру. Но то, что сегодня национальную культуру нужно, конечно, поднимать до определенного уровня, я согласен.

Но не надо ставить себе такую низкую оценку. Мы ни под кого не проседаем. 

– Есть ли у вас какая-то идеальная модель системы образования, которая будет давать то, что необходимо, чтобы вырастить хорошего гражданина? 

– Всегда говорили, что система образования Советского Союза была самой мощной. И мы сегодня тоже ставим задачу, чтобы системы образования России и Беларуси интегрировались, чтобы у нас были единые подходы. Поверьте, я, зная систему образования изнутри, могу сказать, что мы сохранили все самое лучшее, что было в советские времена. И это правильно, как бы нас кто-то не упрекал в том, что мы куда-то там уходим в сторону от лучших методик и, может быть, каких-то инноваций. Ничего подобного. Я могу сказать, что все равно мы остаемся флагманами в образовании. И то, что мы делаем с вами совместно, поверьте, дорогого стоит. И этому могут позавидовать наши коллеги из других государств.
 
– Очень часто получается так, что ребенок, заканчивая седьмой класс музыкальной школы, в этот момент обучается в восьмом классе общеобразовательной школы. И если он решает дальше поступать в музыкальное учебное заведение, ему требуется ждать еще один год. Планируется ли внесение дополнительного года обучения в музыкальных школах на бюджетных условиях? 

– Вопрос абсолютно справедливый и не новый. Его мне задавали абитуриенты, поступающие в Минский колледж имени Глебова. Получается, в течение года ребенку либо надо брать индивидуальные часы, либо идти в тот же колледж, который на платной основе может предоставить такую услугу.

Я пришел с этим вопросом в Министерство культуры Беларуси. И говорю: «Так что делать? За год можно или потерять навык игры на инструменте, или приходится идти тратить собственный капитал на то, чтобы получать индивидуальные занятия». 

Мы договорились о том, что найдём некий консенсус в решении этого вопроса. Я сегодня не беру на себя смелость сказать, что завтра он будет уже решен, потому что там надо изменить целый ряд нормативных актов, а не только учебную документацию. Но эта тема очень интересна, и мы с Министерством культуры будем ею заниматься. 

– О чем вы мечтаете, Михаил Владимирович? Может быть, о рыбалке и о грибах...
 
- Они бывают раз в год: рыбалка и грибы – и все. Должны же мужчины как-то общаться в неформальной обстановке.
 
О чем я мечтаю? Наверное, самая простая мечта любого человека – чтобы в твоей семье все были здоровы. Я думаю, об этом думает каждый. Здоровье и мир, наверное, самое главное.

– Что бы вы пожелали ребятам? 

– То, что вы сегодня здесь, на этом финальном мероприятии, – вы уже победители. Знаете что? Не сдавайтесь. Нужно всегда добиваться какого-то результата. Идите только вперед, будьте всегда целеустремленными, и тогда точно все получится.