20.11.2024
Автор: Максим ЧИЖИКОВ
Фото: Иван МАКЕЕВ
Начальник команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович: «Конкурент у нас один – КамАЗ»
Участники пресс-тура к 25-летию Союзного государства побывали на МАЗе
На заводе команду российских и белорусских журналистов встречает спортивная команда «МАЗ-СПОРТавто». Она дважды становилась призером ралли-рейд «Дакар», а в прошлом году победила на ралли «Шелковый путь». Лидер команды и ее начальник — Сергей Вязович.
—
Как вы охарактеризуете свои отношения с командой «КАМАЗ-мастер»?
— Тут надо разделять отношения с ребятами за пределами трассы и отношения во время гонки. В обычной жизни мы — хорошие друзья, никаких проблем. Общаемся, переписываемся, где-то можем и вместе время провести. Но когда мы выходим на трассу, у каждой команды своя задача. Здесь уже без компромиссов и без обид. Есть задачи, стратегия, и каждая команда следует именно ей.
—Вы как-то рассказывали, что на «Дакаре» помогали российской команде, и они вам тоже…
— Помогали, причем случались такие моменты, которые влияли на результат гонки. А бывало, когда приходилось и мимо проехать. В гонке все друг друга понимают. Например, лидеры борются за победу. И первый из грузовиков МАЗ, как первый из грузовиков КАМАЗ, конечно же, не будет останавливаться. Но ребята, которые в общем зачете расположились чуть дальше, конечно, всегда окажут помощь. И это все понимают. Сегодня такая конкуренция между МАЗом и КАМАЗом, что на дистанции в 400 километров разрыв между ними может составить всего минуту. Понимаете, любая остановка — это катастрофа для командных задач.
— Ралли «Дакар» в классе грузовиков без вас превратился в достаточно унылое зрелище. Многие уже говорят: «Давайте возвращать МАЗ и КАМАЗ». А вы скучаете без «Дакара»?
— Вопрос очень сложный, на самом деле. Вот вы говорите о том, что на «Дакаре» без нас скучают. Могу сказать, что скучают только зрители. А вот как раз-таки участники вряд ли переживают, и они этого не скрывают.
Тем, кому интересна спортивная борьба, с нами общаются, пишут. А те, кто в отсутствие команд-фаворитов теперь могут стать либо призером, либо победителем «Дакара», конечно, этому очень рады. Если раньше они могли побороться за место в десятке, то теперь — за место в топ-3. Ну, и зачем им грустить? Для них это хорошо, для спортивной составляющей ралли — плохо.
По-хорошему, конечно, мы бы хотели вернуться, но только без условий. Под маркой МАЗ, с государственной символикой, с нашей экипировкой, в которой привыкли быть, а не обезличенными людьми, которые приехали разве что для того, чтобы поучаствовать.
МАЗ и КАМАЗ по-прежнему конкурируют в острой борьбе, за которой следит весь мир. И когда мы участвуем в «Шелковом пути», то мессенджеры просто разрываются от комментариев, в том числе от спортсменов зарубежных команд, которые не могут высказать свое мнение публично, но, тем не менее, делают это в личных сообщениях.
Сейчас очень сильно прогрессирует команда «Урал», что тоже добавляет интриги. В этом году в Астрахани, на этапе чемпионата России, они даже заехали на подиум. Это очень сложная гонка. И подиум в ней говорит о том, что у них большой потенциал и хороший грузовик.
Поэтому в плане конкуренции вообще ничего не потеряли. Мы растем. Это наши соперники, думаю, потеряли. Нет той планки, на которую нужно равняться и к которой стоит стремиться, чтобы расти.
Там же теперь есть ребята, которые на голову сильнее всего остального пелотона, при этом сравниться со скоростью наших команд они не могут.
У нас число гонок в рамках чемпионата России только увеличилось: если мы раньше ехали 3 гонки в году, то теперь запланировано 7 стартов.
— То есть с той стороны нет пока подвижек к тому, чтобы вас вернуть на «Дакар»?
— Тут вообще все просто: спортсмены не находятся под санкциями и могут на определенных условиях принять участие, но нельзя этого сделать на грузовиках МАЗ и КАМАЗ. И для нас это принципиальный момент.
Но есть санкции Евросоюза, против которых они пойти просто не могут.
— Но гонки же проходят не в Европе?
— Да, но организаторы — французы. Мы, даже если попадем, например, в Саудовскую Аравию, то деньги заплатить за участие не сможем, а значит они принять нашу заявку — тоже. Они прямо говорят: нам грозят миллионные штрафы и реальные тюремные заключения в случае допуска, например, команды «МАЗ-СПОРТ-авто» к участию, потому что МАЗ считается подсанкционным предприятием, а успешное участие в спортивных соревнованиях является инструментом рекламы. Реклама направлена на что? На прибыль. А санкции направлены против прибыли. Вот и парадокс.
— Тогда приглашайте их к себе?
— Мы готовы, но им спонсоры денег не дают.
— А вы в основном тренируетесь и гоняетесь в России?
— Да, конечно. Территория Беларуси не позволяет нам проводить те тренировки, которые нужны. Это же примерно 300–400 километров. А наша Беларусь от Бреста до Орши чуть больше 600 километров. Поэтому нам приходится ехать в Российскую Федерацию. Это, как правило, либо Астраханская, либо Волгоградская область. Там такие степи, что нет проблем с тренировками. Гонка в Астрахани — это постоянное бездорожье, она — король среди этапов чемпионата России.
— Максимальная скорость для вас — это сколько?
— В ралли-рейдах разрешено разгоняться до 140 км в час. Наш грузовик сейчас является обладателем рекорда скорости для грузовиков на льду в России — 203 км в час. Мы в 2022 году поставили этот рекорд на льду озера Байкал. Есть такая гонка, Байкальская миля.
— Ну и как были ощущения на льду?
— Заезжать было страшно с земли на лёд, отличается же от песка. но привыкли, всё нормально. Ну мы, конечно, шиповали резину.
—Помимо россиян, кто, по вашему мнению, является сильным раздражителем для вас?
— Пускай они там обижаются. Но конкурент у нас один — КамАЗ. Хоть весь остальной мир к нам приедет, а разборка за топ-3 будет идти между двумя нашими командами.
В начале пути сначала «Татра» воевала с КАМАЗом, потом «Ивеко», но потом появился МАЗ — и всё.
—
А «Урал»? Вы же сказали, что они хорошо спрогрессировали.
— Ну, они только два года провели в ралли-рейдах Пока что им, конечно, нас не достать в конкурентной скорости, но они очень быстро прогрессируют.
Перспективные, можно так сказать. Очень-очень. Например, нам понадобилось 6-8 лет, а КАМАЗу еще больше, чтобы стать лидерами. А они, глядя на нас, за 2 года так спрогрессировали.
— Сложно попасть к вам команду?
— Нет, приходите на собеседование — и все. На полном серьезе. Но мы все являемся работниками предприятия. Это нужно учитывать. В 8:00 с пропуском вы приходите на работу на МАЗ. И до 16:30, вы — работник завода. «КАМАЗ- мастер» — отдельное предприятие, отдельное юрлицо. Мы же — нет. Мы входим в структуру завода и являемся его подразделением. Это обыкновенный цех номер 135, если так, по-заводскому, сказать. И мы полностью выполняем ту же работу, как и другие цеха. У нас также есть план производства, планирование изготовления деталей, конструкторский отдел.
Кто-то, например, механик по ремонту транспорта и штурман. Я — руководитель команды и пилот.
— А когда на гонку едете, то, это как в командировку, получается?
— Да, все стандартно. Командировка, отчет. Вы едете по Аргентине и чеки складываете.