10.12.2024
Автор: Максим ЧИЖИКОВ
Фото: Максим ЧИЖИКОВ
Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Сергей Рачков: «Мы выборы проводим для белорусского народа»
В Москве прошло заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками
На заседании, в котором приняли участие представители Постоянного Комитета Союзного государства, рассмотрена реализация программы совместных действий Беларуси и России в сфере внешней политики.
— Как неоднократно подчеркивали наши президенты, между министерствами иностранных дел Беларуси и России уже давно сложилось очень плотное взаимодействие. Фактически это первые министерства, которые начали работать по совместной программе, — заявил Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Сергей Рачков. — Вот у нас были 28 отраслевых программ. Так вот, эта программа по совместным действиям во внешней политике — она 29-я. Она создавалась уже давно. Вначале был двухлетний цикл, сейчас вот — трехлетний.
Наверное, нет необходимости говорить в каком мире мы сегодня живем. И Беларусь, и Россия по- прежнему находятся под очень плотным давлением со стороны стран Запада. Видим, что это давление не ослабевает, поэтому наши президенты в рамках Союзного государства принимают соответствующие меры для того, чтобы и наша внешняя политика была более скоординированной, чтобы мы действовали на международных площадках синхронно, но и прежде всего обеспечивали оборону, безопасность Беларуси и России.
В Минске на днях прошло историческое событие — заседание Высшего госсовета Союзного государства, в рамках которого фактически было принято решение, что во второй половине 2025 года на территории Беларуси должно быть размещено суперсовременное ракетное вооружение Российской Федерации, но целеполагание, как президенты договорились, остается за белорусской стороной.
Конечно, нас волнует межпарламентское взаимодействие. В этом аспекте у нас абсолютно всё в порядке. Мы вместе очень плотно работаем на мировых парламентских площадках. В частности, в рамках Межпарламентского союза. Это крупнейшая парламентская структура. Недавно состоялась 149-я сессия МПС в Женеве, и мы еще раз убедились, что страны Запада продолжают использовать эту площадку для оказания давления на Россию и Беларусь. Поэтому мы хотели бы продумать еще раз наши совместные действия на межпарламентских международных площадках.
— В Беларуси грядут президентские выборы. Электоральная кампания, как правило, — это один из элементов давления Запада. Он, как правило, всегда недоволен нашими выборами. Изменилось ли у нас отношение к оценкам западных наблюдателей? В концепции национальной безопасности у нас уже внесён такой элемент, как электоральная безопасность. Почему мы это делаем? Почему мы перестали оглядываться на Запад?
— Да, действительно, по инициативе белорусских парламентариев в концепцию национальной безопасности страны внесено
понятие электорального суверенитета. Мы выборы проводим для белорусского народа. Поэтому мы не ориентируемся на те стандарты, о которых говорят западные эксперты, но которых на самом деле не существует.
Мы неоднократно предлагали в рамках ОБСЕ поработать над критериями и стандартами. Но наши западные партнеры категорически уходят в сторону. Они хотели бы нам навязывать свои стандарты.
Поэтому мы очень спокойно воспринимаем критику. Мы не нарушаем свои обязательства. Рекомендовано приглашать международные миссии для наблюдения — мы приглашаем.
Мы уже пригласили миссии Межпарламентской ассамблеи СНГ, Парламентской ассамблеи ОДКБ. Направили также приглашение прибыть в Минск для наблюдения за выборами и Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России.
— А что бы вы сказали западным критикам, которые утверждают, что Москва влияет на белорусские выборы?
— Ну, вы знаете, мы уже, наверное, привыкли к тому, что эта заезженная фраза используется очень давно. Но мы знаем, как проходят выборы в других странах. Я трижды сам по линии БДИПЧ ОБСЕ принимал участие в наблюдении за президентскими выборами в Соединенных Штатах Америки. Поэтому я досконально знаю все, как там происходит.
Самое главное, у них нет прямых выборов главы государства. У нас — прямые. Поэтому кто еще должен кого догонять? Это не риторический даже вопрос.
— А на американские выборы влияет Россия, раз вы там были? Видели, вмешивалась ли она?
— Вы знаете, это тоже уже заезженный тезис, который используется политиками США для оправдания плохой электоральной кампании или тех проблем, которые существуют в экономике, в сфере общественной безопасности. Посмотрите, что происходит в тех же школах, в университетах. Постоянно гибнут учащиеся, студенты от огнестрельного оружия.
Очень сложно говорить о том, что там созданы безопасные условия для проведения выборов. У нас же мы уделяем этому внимание. Я хочу привести пример. Мы провели референдум по принятию обновленной Конституции Республики Беларусь. Все прошло очень спокойно, достойно, организованно, при очень высокой явке людей на досрочном голосовании, которое мы проводим всего лишь 5 дней накануне основного дня голосования. Ну а в США во многих штатах целый месяц проходят выборы. А еще в течение месяца кое-где не могут никак подвести их итоги.
— Как можете прокомментировать то, что сегодня происходит в Сирии?
— Сейчас ситуация там сложная. Понятно, что там присутствуют интересы разных больших игроков. Но нельзя быть больше сирийцем, чем сами сирийцы. Поэтому Сирия, вероятнее всего, стоит на пороге серьезной гражданской войны.