Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Белорусский проект примет участие в 5-й Московской биеннале современного искусства

О важности данного события и подготовке к нему рассказали члены оргкомитета на пресс-конференции в Национальном пресс-центре Республики Беларусь.

О важности данного события и подготовке к нему рассказали члены оргкомитета на пресс-конференции в Национальном пресс-центре Республики Беларусь.

С 20 сентября по 20 октября состоится значимое событие для сегодняшнего искусства – 5-я Московская биеннале современного искусства. Несмотря на свою молодость, данное мероприятие уже имеет серьезный авторитет в мире. В этом году в выставке принимают участие около 80 представителей из разных стран под кураторством Катрин де Зегер – директора бельгийского Музея изобразительного искусства. В рамках биеннале будет представлено 60 специальных проектов из разных стран мира, объединенных одной темой – «Пространство и время». 24 сентября в 15:00 состоится презентация белорусского видения темы под названием «Декодировка. Архетип адекватного времени» в Государственном центральном музее современной истории России на ул. Тверской, 21.

«Это счастье, что мы уже во второй раз будем представлять Беларусь на таком серьезном международном форуме, – отметил первый заместитель министра культуры Республики Беларусь  Владимир Михайлович Карачевский. – Прошлый раз был в 2011 году, когда восемь наших художников представляли белорусскую часть проекта под названием «Внутренние ландшафты». По словам замминистра в этом году к теме подошли основательно и серьезно, и решению участвовать не могло ничто помешать. «Несмотря на кризис, год бережливости, мы все-таки решили, что в таком важном событии надо принимать участие, – поделился с журналистами Карачевский. – В этот раз организаторами нашего проекта являются Министерство культуры, Музей современного искусства, Белорусская академия искусств. Также огромную поддержку мы получили от спонсора проекта «Приорбанка». Таким образом, финансирование белорусского проекта происходило из нескольких источников – бюджетные и небюджетные средства. В целом на проект, представляющий современное искусство в Беларуси, для Московской биеннале было выделено 550 миллионов белорусских рублей – 300 миллионов поступило от Министерства культуры и 250 миллионов – от спонсоров.

«Для нас это еще один очень важный шаг в освоении пространства актуального современного искусства в мире, – рассказала директор Музея современного изобразительного искусства, куратор специального проекта Наталья Васильевна Шарангович. – Сегодня в Москве собирается огромное количество профессионалов, кураторов, людей, интересующихся искусством, и я очень рада, что наш проект, заявленный несколько месяцев назад, был одобрен, прошел и будет представлен зрителю».

Стоит отметить, что название белорусского проекта «Декодировка. Архетип адекватного времени» не случайно, и именно оно является отражением тематики основного проекта куратора госпожи Зегер «Пространство и время». Правда, все работы будут отражать данную тему не в философском, а скорее в социально-общественном отражении – они направлены на расшифровку социально-общественного контекста философского понятия времени и пространства. С нашей стороны попытались творчески поговорить на эту тему скульптор Константин Селиханов и фотограф Андрей Щукин, которые в своих работах рассуждают на темы человека в социуме, самоидентификации в обществе уже не первый год.

«Авторы, представленные в проекте, очень разные по своему темпераменту, по выбору пластического языка, но, мне кажется, что удачной кураторской находкой явилось то, что в рамках проекта они настолько сильно дополняют друг друга, что проект становится диалогом с претензией на полилог, на участие длительных дискуссий и после завершения биеннале в Москве, – считает ректор учреждения образования Белорусской государственной академии искусств, консультант специального проекта Михаил Григорьевич Борозна. – Для белорусского искусства крайне важно уйти от провокационных визуальных картинок и добиться диалога у окна, который необходим и молодым авторам, и средним поколениям, и старшим».

Как стало известно, авторы специально не готовились к биеннале. «Наша работа – это прожитое нами время, и все наши размышления, выводы и заблуждения сконцентрированы в проекте, –рассказал скульптор Константин Селиханов. – Думая о прошлом я понял: то, что я сегодня делаю и есть сегодняшний день. Надеюсь, что мое послание будет услышано». В свою очередь, фотограф Андрей Щукин положил в основу выставки свой проект «Кинестетика», который недавно был продемонстрирован в Музее современного искусства. «К биеннале он был существенно переработан, дополнен новыми работами, и, я думаю, существенно улучшился», – заметил автор.

Не случайно были выбраны и материалы, в которых был создан проект – это скульптура, фотография, инсталляция. «Скульптура сделана из бронзы – того материала, который индефицирует для нас определенную эпоху больших монументальных памятников, – отметила Наталья Шарангович. – Фотография была использована в проекте не цифровая, а аналоговая, также перешедшая из 20-го века в 21-й».

Этот переход, перелом времени отразится и в месте, выбранном для демонстрации белорусского проекта. Государственный центральный музей современной истории России ранее назывался Музеем революции и сегодня в нем представлена экспозиция, посвященная 20 веку. «Наш зритель, пройдя через эту эпоху, прочувствовав ее, попадет в наш павильон, где сможет увидеть переломный момент идентификации человека в обществе», – добавила директор Музея современного изобразительного искусства.

Белорусский проект будет представлен зрителю с 24 сентября по 19 октября – как раз в то время, когда в Москву приезжает заинтересованная публика, ведь, по словам членов оргкомитета, основная цель их работы – сделать так, чтобы творение белорусских художников увидели не просто зрители, а специалисты. По окончании Московской биеннале предполагается выставить проект «Декодировка. Архетип адекватного времени» в Музее современного искусства, чтобы его смогла увидеть и минская публика.