05.07.2024
В 2023 году иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранцы) въезжали на территорию республики свыше 1,6 млн. раз. Наиболее часто Государственная граница Республики Беларусь пересекалась гражданами России (763 222), Литвы (330 508), Латвии (104 778), Украины (76 729), Польши (64 224) и Казахстана (31 626).
По состоянию на 31.12.2023 на учете в территориальных органах внутренних дел (далее – ОВД) состояло более 217 тыс. иностранцев, в т. ч. более 48 тыс., имеющих разрешение на временное проживание, из них 21,8 тыс. прибывших на учебу и более 9,1 тыс. – для осуществления трудовой деятельности, а также более 168 тыс. постоянно проживающих. Процедуру регистрации в ОВД прошли 67 тыс. иностранцев, что
на 10% меньше чем в аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) (74,5 тыс.).
В прошедшем году в сравнении с 2022 г. зарегистрировано уменьшение количества расследованных преступлений, совершенных иностранцами (-6,2%, с 1224 до 1148), при этом увеличилось количество иностранцев, совершивших данные преступления (+3,1%, с 891 до 919). Их удельный вес в общей структуре преступности по сравнению с 2022 г. незначительно увеличился (на 0,1%) и составил 2,5%.
Анализ общего количества расследованных преступлений по правовому статусу иностранцев, их совершивших, показывает, что наибольшее количество преступлений (37,9%, 435) совершили лица, временно пребывающие в республике, а 322 преступления (28,1%) совершено иностранцами, постоянно проживающими в стране.
Согласно данным о гражданской принадлежности наибольшее количество уголовно наказуемых деяний совершено гражданами России (59,5 %, 683 преступления), а также значительное количество – Украины (11,1%, 125), Туркменистана (5,7 %, 65) и Казахстана (2,4 %, 27).
На момент совершения преступлений 606 иностранцев (65,9% от общего количества иностранцев, совершивших преступления)
не учились и не работали (АППГ – 573 или 64,3%). При этом правовые основания для трудоустройства в республике на момент совершения преступления имели лишь 17,8% (108) иностранцев, относящихся к данной категории.
В отчетном периоде иностранцами совершено 164 079 административных правонарушений (АППГ – 213 938), снижение
к АППГ составило -23,3%.
Снижение данного показателя обусловлено уменьшением количества иностранцев, привлеченных к административной ответственности за совершение правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (-26,6%, с 197 923 до 145 302).
В целом миграционная ситуация в Республике Беларусь остается стабильной, контролируемой, управляемой и не оказывает влияния на общественную безопасность, социально-политическую и криминогенную обстановку в стране.
Характеристика миграционных потоков
Внешняя трудовая миграция
В 2023 году в сравнении с АППГ количество иностранных граждан, приезжающих в Беларусь на работу, увеличилось с 10 739 до 13 460,
а число белорусских граждан, выезжающих при содействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для трудоустройства за рубеж,
сократилось с 5 590 до 4 535.
Основное количество въехавших в Беларусь на работу иностранцев составили граждане России (3 243), Китая (2 370), Туркменистана (2 087)
и Украины (1 369). Подавляющее большинство трудящихся-иммигрантов прибыло по рабочим специальностям (3 885).
В качестве квалифицированных работников и специалистов трудилось 2 155 человек, а также 915 – на должности руководителей, 270 иностранцев прибыли в качестве работников, занятых в сельском хозяйстве, 2 339 – в сфере обслуживания и торговли.
Выезд белорусских граждан на работу преобладал в Россию (1 923), Польшу (1 767), Литву (330) и США (144).
В результате мероприятий, направленных на выявление нарушений порядка занятия трудовой деятельностью, как со стороны иностранцев,
так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их привлекающих, в 2023 году привлечено к административной ответственности 548 иностранцев (АППГ – 524) и 275 нанимателей Республики Беларусь, нарушивших порядок занятия трудовой деятельностью (АППГ – 232).
В части пресечения незаконной деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за рубежом, составлено 33 административных протокола (АППГ – 19).
Вынужденная миграция
Всем иностранцам, прибывающим на территорию нашей страны и имеющим опасения, связанные с возвращением в государство гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства, гарантирован доступ на территорию страны и к процедуре предоставления статуса беженца, дополнительной защиты или убежища.
За период действия законодательства о вынужденной миграции в Республике Беларусь (с 1997 г.) более 14,2 тыс. иностранцев из 88 стран мира обратились в компетентные органы с ходатайствами о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь (далее – ходатайство о защите).
Увеличение в 2022 году количества обращений с ходатайствами о защите по сравнению с 2021 годом более чем в пять раз потребовало
от органов внутренних дел определенных усилий по эффективному принятию решений в рамках процедуры определения статуса беженца.
В 2023 году количество иностранцев, обратившихся в уполномоченные органы с ходатайствами о защите, осталось на высоком уровне и составило 1 395 чел. (2022 г. – 2572 чел.).
Заявители из Украины являлись самой многочисленной группой вынужденных мигрантов. Их насчитывалось 1 083 чел., что составляло 77,6 % от общего числа ходатайствующих о защите (АППГ – 2 352 чел., 91,4 %). Значительно увеличилось количество обращений, поданных иностранцами, прибывшими из стран дальнего зарубежья. Так в 2023 году обратилось 249 чел., что составило 17,8 % от общего числа ходатайствующих о защите (АППГ – 162 чел., 6,3 %). Кроме того,
с ходатайствами о защите обратились граждане Латвии (26 чел.), Польши
(5 чел.), Болгарии (4 чел.), Израиля и Литвы (по 3 чел.) и ряда других стран.
В 2023 году Департаментом и управлениями по гражданству и миграции МВД, ГУВД Мингорисполкома и УВД облисполкомов приняты решения в отношении 1631 иностранца, ходатайствующих о защите (2022 – в отношении 2 046 чел.).
Доля иностранцев, которым предоставлена одна из форм защиты, предусмотренная законодательством Республики Беларусь, составила 78,6 % от общего числа решений, принятых по ходатайствам о защите за истекший период (2022 – 76,2 %). При этом доля иностранцев, получивших статус беженца, составила 1 %, получивших дополнительную защиту – 77,6 % (2022: иностранцы, получившие статус беженца – 0,9 %, получившие дополнительную защиту – 75,2 %).
Значительный процент положительных решений по ходатайствам
о защите обусловлен тем, что в отчетный период большую часть ходатайствующих составляют иностранцы, прибывшие из регионов, охваченных вооруженными конфликтами (Украина, Афганистан, Йемен).
В 2023 году статус беженца предоставлен 16 иностранцам (2022 – 19 чел.), в том числе 6 гражданам Великобритании, 4 – Латвии,
по 2 – Камеруна и Польши, по 1 – Афганистана и Таджикистана.
Решения о предоставлении дополнительной защиты приняты в отношении 1 219 человек (2022 – 1540 чел.), из них 1 185 граждан Украины, 24 – Афганистана, 3 – Йемена, 2 – Латвии, по 1 – Грузии, Молдовы, Сирии, Сомали и Судана.
Отказано в предоставлении защиты 93 иностранцам (2022 – 88 чел.), из них 18 – граждане Украины, 14 – Латвии, 11 – Афганистана,
8 – Сирии, 7 – Ирана, 4 – Польши, по 3 – России и Сомали, по 2 – Израиля, Йемена, Камеруна, ДРКонго, Пакистана, Палестины и Таджикистана,
по 1 – Азербайджана, Албании, Бангладеш, Египта, Ирака, РКонго, Нигерии, Судана, Сьерра-Леоне, Того и Турции.
Прекращено рассмотрение 303 ходатайств о защите (244 решения приняты управлениями по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома и УВД облисполкомов и 59 – Департаментом по гражданству и миграции МВД).
Кроме того, в 2023 году в отношении 2 107 человек приняты решения о продлении срока предоставления дополнительной защиты
(2022 – 1 466 чел.).
С учетом нестабильной обстановки в ряде государств, из которых в Беларусь прибывают вынужденные мигранты, прогнозируется,
что количество лиц, ищущих убежище в Республике Беларусь, в предстоящем периоде не уменьшится.
Незаконная миграция
С целью обеспечения стабильной миграционной ситуации в Республике Беларусь, выявления и профилактики правонарушений, совершаемых иностранцами, территориальными ОВД совместно с заинтересованными органами государственного управления в 2023 году осуществлялись мероприятия миграционного контроля, в т. ч. в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ) проводилась региональная операция по противодействию незаконной миграции под условным наименованием «Нелегал».
В период активных фаз операции «Нелегал» (июнь, октябрь) сотрудниками ОВД и других правоохранительных органов республики организованы совместные отработки мест возможного незаконного пребывания иностранцев: рынков, вокзалов, гостиниц, квартир, сдаваемых в наем.
Совместными мобильными группами ОВД осуществлены рейдовые мероприятия по отработке автомобильных дорог.
Результаты мероприятий по осуществлению миграционного контроля в стране свидетельствуют, что территория Республики Беларусь
по-прежнему используется незаконными мигрантами в качестве транзитного коридора в государства ЕС.
В 2023 году на территории республики выявлено 596 групп незаконных мигрантов в количестве 3 931 лица (АППГ – 163 группы
в количестве 1099 лиц). Наибольшее количество нелегалов составили граждане Афганистана (801), Сирии (785), Ирана (626), Индии (525), Сомали (189), Египта (183), Шри-Ланки (140) и Йемена (137).
Правоохранительными органами республики раскрыто 167 преступлений (АППГ – 137), связанных с нарушением иностранцами срока запрета въезда в Республику Беларусь, 25 – с организацией незаконной миграции (АППГ – 12).
Выявлено более 16 тыс. нарушений миграционного законодательства.
Основными характеристиками незаконной миграции в прошедшем году являлись:
попытки незаконного въезда в Республику Беларусь через пункты пропуска иностранцев с использованием поддельных проездных документов;
незаконное пересечение «зеленой границы» иностранными гражданами, прибывающими в Беларусь при визовой поддержке юридических и физических лиц с различными целями (туризм, обучение, служебные дела);
въезд в Республику Беларусь через неохраняемый белорусско-российский участок границы.
В целях обеспечения миграционной безопасности и эффективного миграционного контроля в Республике Беларусь совместно
с заинтересованными органами государственного управления реализован ряд мероприятий практического характера:
1. В период проведения двух этапов операции по противодействию незаконной миграции в формате ОДКБ «Нелегал» к административной ответственности привлечено более 4 тыс. иностранцев, нарушивших законодательство о правовом положении иностранных граждан
в Республике Беларусь, 242 – за нарушения установленного порядка осуществления трудовой деятельности, 917 выдворено за пределы республики. Возбуждено 1 уголовное дело за организацию незаконной миграции и 27 за нарушение срока запрета на въезд в Республику Беларусь. Выявлено 6 лиц, находившихся в розыске.
2. Дифференцированное применение мер принуждения
к нарушителям законодательства в рамках повседневной служебной деятельности ОВД – от отказа во въезде, сокращении сроков пребывания до высылки (депортации) из Республики Беларусь и привлечения к уголовной ответственности за нарушение срока запрета въезда или незаконное пересечение Государственной границы.
2.1. В 2023 г. в связи с неоднократным нарушением законодательства в отношении более чем 18 тыс. иностранцев приняты решения
о сокращении сроков пребывания, аннулировании разрешений на временное и постоянное проживание в Республике Беларусь;
2.2. За определенные грубые нарушения законодательства Республики Беларусь иностранцы депортируются и высылаются из страны (5 788 иностранцев);
2.3. По материалам органов внутренних дел и ходатайствам государственных органов иностранцы включаются в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен
(9 699 иностранцев);
2.4. При наличии оснований с временно и постоянно проживающими в Республике Беларусь иностранцами проводится работа в рамках законодательства о профилактике правонарушений.
3. В целях усиления контроля за миграцией граждан государств
с повышенной экстремистской и террористической активностью в страны Европейского союза через территорию Республики Беларусь, а также недопущения совершения террористических актов в Республике Беларусь МВД реализуются соответствующие профилактические мероприятия.
Возможные риски и угрозы, реализация которых может повлиять на миграционную безопасность в стране, обусловлены наличием следующих факторов:
в связи с продолжающимся гуманитарными кризисами в странах происхождения мигрантов, а также проведением Российской Федерацией на территории Украины специальной военной операции, прогнозируется увеличение количества мигрантов, покидающих страны происхождения
и предпринимающих попытки въезда в Евросоюз, в том числе через территорию Республики Беларусь;
значительное увеличение количества иностранцев, предпринимающих попытки незаконного следования из Российской Федерации в страны Европейского союза через территорию Республики Беларусь;
повышение уровня организованности и конспиративности преступных групп, занимающихся организацией каналов незаконной миграции.
В этой связи деятельность МВД совместно с заинтересованными государственными органами в сфере миграции, в том числе в вопросах обеспечения эффективного миграционного контроля, целесообразно сосредоточить на:
наращивании конструктивного взаимодействия с компетентными органами иностранных государств и международных организаций по вопросам эффективного управления миграцией;
организации миграционного контроля в отношении иностранцев, прибывающих в Республику Беларусь в рамках безвизового режима,
в целях туризма, а также следующих через неохраняемый белорусско-российский участок границы;
развитии служебных информационных ресурсов миграционного учета, позволяющих оперативно накапливать, обрабатывать и использовать персональные данные мигрантов, и обеспечивающих надлежащую защиту этих данных;
повышении уровня профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в сфере миграции.