Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

«Гомельский гений» на берегах Невы

На центральных улицах Гомеля художник-живописец Валерий Ляшкевич появился в начале 90-х. Зимой и летом стоял обычно на центральной площади, на Киевском спуске или у «Старого универмага». Внимание привлекал еще издалека – живописная седая борода, потрепанная одежда, светящиеся лукавой искринкой глаза, мягко говоря, весьма экстравагантное поведение... Этого человека знали многие гомельчане. Однако спустя некоторое время он исчез, и мало кто мог поведать о нынешнем местоположении художника. О том, куда пропал художник с гомельских улиц и как на сегодняшний день протекает его жизнь и творчество рассказали корреспонденты "Санкт-Петербург.ру".

На центральных улицах Гомеля художник-живописец Валерий Ляшкевич появился в начале 90-х. Зимой и летом стоял обычно на центральной площади, на Киевском спуске или у «Старого универмага». Внимание привлекал еще издалека – живописная седая борода, потрепанная одежда, светящиеся лукавой искринкой глаза, мягко говоря, весьма экстравагантное поведение... Этого человека знали многие гомельчане. Однако спустя некоторое время он исчез, и мало кто мог поведать о нынешнем местоположении художника. О том, куда пропал художник с гомельских улиц и как на сегодняшний день протекает его жизнь и творчество рассказали корреспонденты "Санкт-Петербург.ру".

Культура из картонной коробки

В Петербурге открылась выставка художника Валерия Ляшкевича, который более 20 лет прожил на улице.

Художник Валерий Ляшкевич прожил на улице более 20 лет, его и сейчас можно назвать человеком без определенного места жительства. Не смог найти дом, однако не оставил творчества.

Среди тем уличного художника Валерия Ляшкевича — опасность радиации, политика, устройство мира, автопортреты. Жить ему приходилось на улице, и, несмотря на это, он много знает об искусстве, литературе, и рад поделиться этим с готовыми его услышать.

Картины из камер хранения

Валерий Ляшкевич родился в Республике Беларусь, учился в российском художественном училище. Его работы выставляли в Белоруссии и в России. В начале 90-х переехал в Петербург. Здесь сначала он жил в подвальном помещении Академии художеств, потом - на улице, писал картины на набережных, иногда в мастерских, куда его пускали художники, держал картины в привокзальных камерах хранения.

Сейчас музеи покупают его картины, иностранные туристы, приезжающие в Санкт-Петербург, забирают полотна на родину. На эти средства бездомный художник жил долгие годы. Купить работы Ляшкевича можно на Невском проспекте. Именно там его и заметили нынешние помощники, которые нашли ему комнату, а в дальнейшем хотят помочь и с квартирой.

Cегодня он живет в гостинице благодаря помощи почитателей его таланта, но не состоятельных спонсоров, а обычных ребят из Петербурга. Валерий мечтает о своей мастерской и "квартирке" в Северной столице.

Накануне в Vegan club на Лиговском открылась выставка-продажа репродукций художника. "Художник должен быть ближе к культурному центру, но не к Москве. А вот Петербург является культурным центром. Но какой прок от города, если нет возможности одеться чисто и сходить в Эрмитаж, увидеть центр города? Я не должен только потреблять. И человек, художник должен воплощать и возвращать обратно накопленное, - признался корреспонденту "Санкт-Петербург.ру" Валерий Ляшкевич. — Мои темы доказывают, что я достоин того, чтобы мне дали возможность их воплотить, доказать, что я чего-то стою".

Шекспир, Сервантес и жизнь в коробке

"В годы перестройки за выставку в Гомеле академия художеств, где я работал дворником (мне за это дали комнатку в подвале), уволила меня по статье. Многие до этого вступались за меня: почему такой талантливый и живет в подвале, и тогда Академия художеств, изобиловавшая талантами, просто избавилась от меня, - рассказал Валерий Ляшкевич о причинах, по которым он оказался бездомным. - С 1995 года я живу на улице, за это время меня несколько раз избивали. С тех пор я и работаю на улице, хотя были времена, когда пускали в коридор мастерской". Но уехать из Петербурга, где для художника не нашлось мастерской, Валерий не смог — в других городах "мишура", в деревне — несмотря на подходящие условия работы, нет культуры.

Ляшкевич рассуждает о Шекспире, Сервантесе, истории Франции и Бурбонах, Горьком. И, по мнению художника, его работы заставляют думать о проблемах, поднятых литературой. Он стал и пророком, и человеком из народа, который за свою жизнь успел провести ночи в картонной коробке на снегу, пожить на вокзалах, рисовать на лестничных площадках.

Для современных людей загадкой остается смысл "Черного квадрата" Малевича, улыбки Моны Лизы, "Бурлаков" и многое другое. Причина, по словам Ляшкевича, кроется в советском образовании и его наследии.

"Советское образование не включало в систему обучения знания о том, как читать мировые картины. Сейчас искусствоведы не желают передавать свои знания, чтобы люди стали равными им, а ведь знания — сила и оружие", - отмечает Валерий.

Оружие есть и в картинах современных художников, уверен Валерий Ляшкевич. Его работы тоже имеют глубокий смысл. И если раньше множество работ были посвящены оружию, угрозе радиации, в настоящее время приоритеты художника меняются — не только новые угрозы от ядерных взрывов, бедность, но и вечное — душа, церковь, место человека в пространстве. Все произведения художника Валерия Ляшкевича написаны не масляными красками, а "советским карандашом". Сейчас Валерий вынашивает замыслы по написанию "политических работ" о Путине, российских политических деятелей, Обаме, однако после событий в Иране композиция с президентом США поменяется, о церкви и деньгах, и другое.

"Не один президент должен отвечать за государство, об этом должен заботиться каждый из нас — мы все можем", - рассказал о своих политических взглядах Ляшкевич. — Оружие не только деньги, но и знания".

Валерий Ляшкевич считает себя "полусчастливым", потому что ни на день не прекращал работу, даже на "улице и помойке". "Творцы, которым дано многое, а они не сделали этого, понимают, с каким крестом они уходят в небытие. Этот крест висит надо мной дамокловым мечом".