Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Что мешает вдохнуть новую жизнь в Союзный договор?

8 декабря сторонники интеграции Беларуси и России отпраздновали пятилетие Союзного государства. Дату, если и не совсем круглую, но весьма значительную для постсоветского пространства. Достаточно вспомнить, что за пятилетку в рамках Союзного государства удалось добиться таких результатов в оборонной, экономической и политической областях, о которых СНГ с его 12-летней историей существования остается только мечтать.

8 декабря сторонники интеграции Беларуси и России отпраздновали пятилетие Союзного государства. Дату, если и не совсем круглую, но весьма значительную для постсоветского пространства. Достаточно вспомнить, что за пятилетку в рамках Союзного государства удалось добиться таких результатов в оборонной, экономической и политической областях, о которых СНГ с его 12-летней историей существования остается только мечтать.

Между тем юбилей прошел как-то буднично. О нем не вспомнили российский Президент В.Путин и руководитель Правительства М.Фрадков, вероятно, поглощенные размышлениями на тему “украинского кризиса”. Лишь российский МИД на своем сайте опубликовал “дежурное сообщение” в связи с пятилетием подписания договора о Союзном государстве.

В Беларуси масштабного празднования также не было. Однако Союзное государство в последние месяцы Президент А.Лукашенко упоминал не единожды. Причем, в позитивном контексте. “Пятилетие” договора нашло отражение в телевизионных выпусках. Под знаменательную дату был подверстан очередной приезд российских журналистов в Беларусь. На встречах с ними тематика интеграции звучала рефреном. Иными словами, было сделано все, чтобы подтвердить: сближение с Россией остается в белорусской политической повестке дня.

В преддверии праздника перспективы Союзного госстроительства стали поводом для комментариев российских и белорусских аналитиков. Было их, по правде говоря, немного. Один из таких комментариев опубликовал информационно-аналитический портал постсоветского пространства “Материк”. Центральная идея автора, подписавшегося Владиславом Лосевым, как это и принято классическими канонами, была вынесена в заголовок: “В Договор 1999г. пора вдохнуть новую жизнь”. С этим тезисом или призывом трудно не согласится, а вот доводы автора представляются довольно странными.

Не совсем понятно, почему Владислав Лосев считает, что политических “фобий” на тему союзного строительства у белорусского руководства больше, чем у российского. Взять, к примеру, гуманитарную сферу, о которой рассуждает эксперт “Материка”. Действительно, несмотря на все договоренности, де-юре белорусы и россияне остаются друг для друга иностранцами. Это влечет за собой ряд существенных неудобств для простых людей. Владислав Лосев предлагает все урегулировать поправками в белорусские и российские законы и институтом союзного гражданства.

Однако правда жизни заключается в том, что россияне в Беларуси обладают несколько большими правами, чем белорусы в России. Вот лишь некоторые примеры.

Гражданин РФ, постоянно проживающий в Беларуси, имеет право участвовать в выборах местных органов власти. Гражданин Беларуси в России – нет.

Российский студент, учащийся в белорусском вузе (таковых немало), получает плановую медицинскую помощь бесплатно. Белорусский студент, грызущий гранит науки, скажем, в Москве, за плановое обращение к врачу платит наравне с другими иностранными гражданами.

Российский пенсионер, приехавший в Беларусь, получает вид на жительство менее чем за три месяца и фактически с момента прибытия имеет доступ к пенсионному обеспечению. Для пожилого человека с белорусским гражданством на получения ПМЖ потребуется как минимум год. Все это время он лишен пенсии и обречен на иждевенчество.

С пресловутой регистрацией, вообще, разговор особый. Здесь граждане Союзной для России Беларуси вообще находятся в незавидном положении, в сравнении, скажем, с украинцами.

По всем этим вопросам белорусская сторона уже неоднократно обращалась в профильные российские ведомства. Движения навстречу нет до сих пор. Так что поправки стоит вносить в первую очередь в российское законодательство. Белорусские законы, как следует из этих примеров, гораздо больше отвечают духу и букве Договора 1999г.

В некоторых же российских министерствах о Союзном договоре предпочитают не вспоминать. Вот еще один характерный штрих. 4 ноября Постоянный комитет Союзного государства проводил телемост на тему гражданских прав. Наиболее острая дискуссия ожидалась по вопросу о регистрации, который находится в ведении МВД двух стран. Представители Министерства внутренних дел России, несмотря на настойчивые приглашения, на телемост так и не пришли. Видно, сказать было нечего.

В этой ситуации красивая идея союзного гражданства может и не сработать, став очередной подписанной, но не реализованной декларацией. Кто даст гарантию, что российский чиновник признает это гражданство. Поэтому для начала следовало бы устранить гуманитарную ассиметрию и уравнять граждан двух стран в правах. Тогда бы путь к принятию союзного гражданства был бы расчищен.

Однако вернемся к “политическим фобиям” из статьи Владислава Лосева. Трудно оспаривать тот факт, что главным ресурсом белорусско-российского сближения должна быть добрая воля народов. Своего рода, масштабная “народная дипломатия”. Ее наличие – политический вопрос. Нежелание способствовать росту интеграции снизу, которое явственно наблюдается в московских чиновничьих коридорах, – это и есть главная “фобия”. Основное препятствие на пути восстановления великой державы в ее новом качестве – добровольном союзе двух суверенных стран и народов.