Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Совет с народом о будущем страны соответствует духу и букве Конституции

О политико-правовых аспектах предстоящего 17 октября референдума рассказал на пресс-конференции заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь А.Абрамович.

О политико-правовых аспектах предстоящего 17 октября референдума рассказал на пресс-конференции заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь А.Абрамович.

А.Абрамович отметил, что “выносимый на референдум вопрос чрезвычайно актуален».С момента последнего референдума прошло около 8 лет. Новая редакция Конституции имела различные оценки – тем не менее, прошедшее со дня ее принятия время доказало, что она действует, ее изменения оправдались и были использованы в процессе государственного строительства.

Вместе с тем сегодня Беларусь приходит к новому этапу развития. Стабилизировались экономические отношения, страна находится, на экономическом подъеме. В рамках имеющихся возможностей достаточно успешно решаются социальные вопросы. Определенные изменения, естественно, переживает и политическая система, и система конституционного строительства. Установленные Конституцией структуры государственной власти функционируют должным образом – однако наступает период, требующий совершенства их компетенции, порядка формирования и условия функционирования.

Одним из условий функционирования Президента Республики Беларусь было ограничение периода его полномочий двумя сроками. «Вам известно, что Александр Григорьевич Лукашенко пробыл на посту Президента 10 лет – и в 2006 году ожидаются следующие президентские выборы, – сказал замглавы Администрации Президента Беларуси. – Если следовать части 1 статьи 81 Конституции Республики Беларусь, то одно и то же лицо может избираться Президентом не более двух сроков подряд. Александр Григорьевич Лукашенко говорил не раз, что если он решит идти на третий срок, он спросит разрешения у народа. Думаю, это соответствует внутренним моральным стимулам, которые определяют возможность функционирования политика на высшей государственной должности через совет с народом».

По словам А.Абрамовича, именно поэтому первая часть выносимого на референдум вопроса звучит заявленным образом. Однако это – политическая – часть вопроса сама по себе не имеет юридического значения, поскольку Конституция оговаривает запрет для избрания на третий срок. Поэтому вполне закономерно возникла и вторая часть вопроса, предлагающая исключить конституционную норму об ограничении полномочий Президента двумя сроками.

«Конечно, прорабатывались и другие варианты выносимых на референдум вопросов, – признал А.Абрамович. – Рассматривалась возможность оставления в силе ограничения двумя сроками--с постоянным продлением референдумами возможности баллотироваться в третий раз. Были и другие варианты, касающиеся персонального подхода к этому вопросу. Но было решено принять вариант, дающий возможность любому и каждому, кто когда-либо займет пост Президента Республики Беларусь, избираться не только два срока, но и далее. Поэтому суть предстоящего референдума имеет две стороны: внесение конституционных изменений и совет с народом».

Кого-то может заинтересовать и более кардинальный вопрос: не повлечет ли внесение предлагаемых изменений в Конституцию пожизненное президентство? Отвечая на него заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь отметил: «Речь идет не о выборах, а о праве А.Лукашенко в дальнейшем избираться на президентский пост. Вопрос избрания/неизбрания референдумом не решается – референдумом решается лишь вопрос такой возможности. Следовательно, будет такая возможность или ее не будет (а мы уверены, что такая возможность должна быть, учитывая настроения в обществе) – выборы пройдут в 2006 году. А о пожизненном президентстве речь не идет».

Относительно заявлений некоторых деятелей оппозиции о том, что на референдум не выносятся вопросы, связанные с избранием или переизбранием Президента, А.Абрамович заметил: «Верховенством в Беларуси обладают нормы Конституции. А в соответствии с ней четыре раздела (в т.ч. этот, касающийся выборов Президента) могут быть изменены лишь решением референдума. И поскольку порядок и условия избрания Президента закреплены в Конституции и ее 4-м разделе, вопрос этот может быть решен посредством референдума».

Может возникнуть и вопрос о чисто политических причинах выдвижения А.Г.Лукашенко на третий срок. Здесь, по словам заместителя Главы Администрации Президента, ответить еще проще.

Во-первых, многочисленные социологические исследования говорят о предпочтительности именно такого варианта для белорусского общества.

Во-вторых, еще рано говорить о том, что молодые государства – и Беларусь в их числе –уже достигли вершины политической стабильности. Наша страна находится на пути поступательного продвижения к более высоким результатам. И в этой ситуации апробированность и выверенность государственного курса дают хорошие результаты. «Это очень важно, – подчеркнул А.Абрамович. – Следует учитывать и так называемые организационно-психологические моменты: если за полгода до окончания полномочий неясно, может человек выдвигаться на следующий срок, или нет, это далеко не лучшим образом скажется на системе управления государством и на обществе». Беларусь, находящаяся в непростых внешних условиях, себе такого позволить не может.